«Взаимодействие с гиперактивными детьми».
консультация

Алёна Владимировна Авдеева

Гиперактивность у детей -   состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu_giperaktivnye_deti.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Взаимодействие с гиперактивными детьми».

Гиперактивность у детей -   состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Гиперактивность дошкольника, часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда родители педагоги жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет или занимается, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.

 Что же делать родителям гиперактивного ребенка?

Психологи советуют, как можно больше нагружать его утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно - индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.

Обязательный распорядок для всех членов семьи. По возможности соблюдайте его, чтобы непоседливый, необязательный ребёнок понял, что такое семейный ужин в 19.00 или обязательная уборка комнаты каждый четверг; не приглашайте часто к себе сразу нескольких родственников: нежелательно, чтобы собралась шумная компания. Ребёнку необходима спокойная обстановка. Повышенное внимание к малышу, которое непременно проявляют бабушки, дедушки, дяди и тёти, заставляет ребёнка больше «работать на публику»; ограничьте время, отведённое играм за компьютером. Для легковозбудимых, агрессивных дошкольников достаточно 15 минут за день. Найдите другое интересное занятие, переключите внимание. Ещё лучше: не приучайте гиперактивного малыша к компьютеру с раннего возраста; перед сном обязательно гуляйте, проводите спокойные игры. Ванная с чередой, ромашкой или мелиссой поможет успокоиться, обеспечит здоровый сон. На ночь почитайте книжку, расскажите интересную историю спокойной тематики. Придумайте ритуал отхода ко сну. Укладывайте слишком активного дошкольника спать в одно время.

Нельзя:

физически наказывать, кричать, дергать; долго убеждать, нудно объяснять причину наказания; давать гиперактивным деткам несколько поручений сразу; выполнять абсурдные просьбы, идти на поводу, лишь бы маленький человечек прекратил капризничать; сразу же бросаться с предложением помощи, если малыш положил вещь не на место и отказывается её искать; разрешать выполнять поручение позже, чем было оговорено ранее; позволять капризуле обижать членов семьи, независимо от их возраста; показывать, что всё подчинено прихотям гиперактивного ребёнка. Ни в коем случае не запирайте деток в кладовке, тёмной комнате, не ставьте в угол: вы ещё больше усилите агрессивность, вызовете противодействие. Замкнутое пространство провоцирует нервные потрясения, рождает страх, ещё больше усугубляет ситуацию.

Можно и нужно:

 хвалить даже за незначительные достижения (в меру, конечно); придумать вознаграждение за хорошее, спокойное поведение (звёздочки, медальки, жетоны); учить отвечать за поступки, показав на конкретном примере, чем обернулся его каприз (сломанная игрушка, расстроенная сестричка и так далее). Важен факт последствий, а не долгие поучения, взывание к совести; наказание должно быть понятным: не сделал – не смотришь телевизор, баловался в магазине – сегодня конфет к чаю нет и так далее); перед раздачей поручений учитывать возраст, уровень развития, способности, чтобы вы знали: задание выполнимое; коротко объяснить, за что наказан на этот раз, отвести в специально отведённое место: пусть посидит в кресле, на скамеечке. Не ставьте ребёнка в угол: вы ещё больше обозлите малыша, который чувствует себя униженным; приучать к аккуратности. Помогайте наводить порядок, но не делайте за шестилетнего ребёнка всю работу: пусть сам поставит машинки в «гараж» или рассадит кукол на полочке.

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

1. Развитию внимания в детском саду могут поспособствовать следующие развлечения.  

Игра «Опиши игрушку одним словом»

Эта игра очень интересна и увлекательна деткам. Для игры понадобится мягкая игрушка. Все участники садятся в круг. Ребенок берет игрушку и описывает ее одним предложением, после передает следующему участнику. Второй игрок описывает совершенно другое качество игрушки и передает эстафету дальше. Очень важно объяснить детям, что повторяться нельзя, кто повторит сказанное предложение, тот получит штрафной балл. Победителем становится участник, который набрал меньше всего баллов.

Игра «Запомни картинку»

Перед детьми раскладываются 5 картинок с изображением овощей (фруктов, транспорта, сказочных героев). Дети за три секунды должны запомнить в как порядке они разложены (кто за кем, после чего воспитатель накрывает картинки, и дети по очереди называют в каком порядке они расположены. Кто не ошибся, тот получает балл. Победитель определяется по количеству собранных баллов.

2. Игры для релаксации «Узнай предмет»

Перед ребенком раскладывают предметы из разных материалов. Например, кусочек ваты, деревянная игрушка, кусочек махровой ткани и зеркальце. Когда ребенок рассмотрел предметы, ему завязывают глаза. Затем мама осторожно прикасается любым предметом к руке ребенка, а он в свою очередь должен угадать предмет и из чего он изготовлен.  

Во время занятия для расслабления мышц необходимо проводить физминутку. Например, дети показывают, как ветер шатает деревья, как шелестит листва, как цветы тянутся к солнышку и как дети приседают к травке. Такие элементарные упражнения помогут детям расслабиться.

3. Игра для развития волевой регуляции

Гиперактивные дети любят очень громко говорить и не замечают, как повышают голос.

Предложите ребенку поиграть в игру, которая поможет контролировать голос. Взрослый заранее оговаривает с ребенком условные знаки игры, которые разрешают делать определенное действие. Пальцы к губам – говорить нужно шепотом, ладони на щеках – молчи, а руки, поднятые вверх – можно громко разговаривать и кричать. Ребенку задается вопрос, на который он должен ответить в соответствии с указанным знаком. Ведущий игры может в любой момент подать знак молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с гиперактивными детьми

Педагогический семинар                                                   ...

Взаимодействие с гиперактивными детьми

Рекомендации для педагогов...

Тренинг «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком....

Тренинг для педагогов "Взаимодействие с гиперактивными детьми"

Данный материал предназначен для педагогов - психологов, работающих в ДОУ. Описание тренинга с педагогами, работающими в ДОУ  с гтперактивными детьми. В него включены мини- лекции "Что такое гипе...

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Гиперактивность у детей. Беспокойная жизнь у родителей. Существуют правила общения со сверхподвижными детьми, соблюдение которых способно снизить  симптомы гиперактивности....

Статья "Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми"

Как работать с такими детьми, их особенности....

Правила для родителей и педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми

рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми...