Консультация для родителей "Малыш исследует предметный мир"
консультация (младшая, средняя группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Что такое сенсорное развитие. Почему так важно уделять ему внимание в дошкольном возрасте. Игры и упражнения для сенсорного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие дошкольника627.13 КБ

Предварительный просмотр:

Малыш исследует предметный мир.

Каким образом мы получаем информацию об окружающем мире? Через чувственное (сенсорное) восприятие.  Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. И каждая сенсорная система поставляет в мозг свои сигналы, из которых наш мозг должен как мозаику собрать целостный образ представлений о предмете или явлении, о самоощущении.

Представьте себе, что вы чистите и едите апельсин.https://jo-jo.ru/uploads/posts/2011-02/1296720184_1.jpg

Мы получаем информацию об апельсине через ощущение запаха, цвета, поверхности апельсиновой кожуры, его сладкого сочного вкуса.

Почувствовали?

Наш мозг всю информацию об апельсине собирает в одно целое, и мы понимаем, что у нас в руках один апельсин, а не несколько.

Что бы передать информацию о своих ощущениях от апельсина, нам нужно эти ощущения перевести в слова.

В каком возрасте мы обучаемся этому умению? Еще в раннем детстве, в процессе и при помощи сенсорного развития. Ребенок изначально не владеет словарем, описывающим ощущения себя и окружающего мира. Одна из целей сенсорного развития - научиться понимать свои ощущения и говорить о них.

Сенсорное развитие ребенка (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Оно начинается с самого рождения, когда малыш постепенно узнает свойства предметов вокруг него. Самый благоприятный и одновременно самый важный возраст для развития сенсорных ощущений – дошкольный, от 0 до 6 лет. 

Так или иначе, ребенок даже без участия взрослого получит сенсорное развитие, но вряд ли оно будет полным и систематичным. Поэтому современные педагоги и психологи рекомендуют постоянно заниматься с ребенком сенсорным воспитанием. Почему это так важно? Некоторые родители думают, что сенсорика – это в основном развитие тактильных ощущений, или обращают внимание только на одну ее сторону, например, учат с ребенком называние цвета и геометрические формы. На самом деле, все намного глубже. С сенсорного развития ребенка начинается его познание мира, от которого будет зависеть, как ребенок запоминает, мыслит и творит. Поэтому важно не то, запомнит ли ребенок названия цветов, а сможет ли он их определить, найти оттенки, т.е. сумеет ли применять свои знания в самых различных ситуациях. Сенсорное развитие ребенка дает основу для: интеллектуального развития, а это значит и успешное обучение, и готовность к школе; развития всех видов памяти; логического мышления; формирования усидчивости, так как требует концентрации внимания и наблюдательности; успешной творческой деятельности и развития воображения. В возрасте до трех лет ребенок активно познает мир, знакомится с предметами и их формами, поэтому задача взрослых на этом этапе – предоставить возможность ребенку исследовать этот мир самыми разными способами и обеспечить разнообразие и  новые впечатления.

Психолог Л. А. Венгер пишет о важности сенсорных ощущений для детей до года: “Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают “сенсорный голод”, ведущий к значительным задержкам общего развития”.

Венгер Л. А. выделяет следующие задачи для сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка:

Дети до года. Обеспечить ребенка разными сенсорными впечатлениями. Например, давать ему предметы разных форм, цветов, величины, текстуры, подбирать подходящие возрасту развивающие игрушки. http://kto-chto-gde.ru/wp-content/uploads/2016/09/tummytime.jpg

Дети от 2 до 3 лет. Необходимо научить их выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Дети с 4 лет. Основное внимание уделяется формированию у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов (например, эталон цвета – семь цветов спектра и их оттенки, эталон формы – геометрические фигуры). Постепенно учить группировать по форме и цвету, развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).

Сенсорное развитие детей – это прежде всего игра. Ребенок обычно с удовольствием играет в сенсорные игры, видов и вариантов которых очень много. Это игры, как с развивающими пособиями, так и с подручными материалами, поэтому многие мамы и воспитатели сами придумывают и изготавливают такие пособия. Примеры сенсорных игр: пирамидки, пазлы, вкладыши, сортеры, геометрики, матрешки, мозаики, кубики и т.д.; игры с песком, пластилином, тестом, красками; игры с водой, льдом; игры с крупами, природным материалом; игры на сортировку, сериацию, соотношение, выделение общих признаков, сделай по образцу и т.д.

Для малышей не обязательно иметь сложные материалы для сенсорного развития.https://konspekta.net/studopediainfo/baza3/1517856544848.files/image012.jpg

Это могут быть сенсорные дорожки с различной поверхностью и наполнителями.

Для слуха можно использовать самодельные погремушки. Их можно сделать из пластиковых футляров, коробочек от детских сладостей. Их можно наполнить разными крупами, и ребенок будет слушать разные звуки.

Сенсорные мешочки с различными материалами: ракушками, шишками, кусочками кожи, меха, ткани, коры и др.

В возрасте от двух лет возможно активно пополнять сенсорный словарь ребенка наглядными опытами и примерами: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, полный-пустой и др.

Очень хорошо дети играют в игры-сортировки предметов по цвету, форме.

Не забывайте про вкусовые ощущения. Изучайте с ребенком вкус различных продуктов, обязательно вводите в словарь ребенка названия вкусовых ощущений: горький, сладкий, кислый, соленый.https://learning.omnivistahealth.com/wp-content/uploads/2015/06/iStock_000011881373_Medium.jpg

Дети очень любят угадывать овощи и фрукты по вкусу.

После трех с половиной лет, когда речь ребенка становиться более развитой, можно играть в исследовательские игры, описывать предметы, сравнивать их между собой.

В старшем дошкольном возрасте хорошо проходят игры, связанные с описание предметов: «Угадай предмет по описанию», «Опиши предмет как можно большим количеством слов».

Так же можно угадывать предметы по звукам. Например, звук режущих ножниц, звон чашек, стук карандаша. Определять по звуку из чего сделан предмет (стеклянный, металлический, деревянный, пластиковый, фарфоровый.

Особенно интересны для развития ребенка дошкольного возраста, сенсорные коробки с различными наполнителями (фасоль, горох, манка и т.д.). Сенсорную коробку изготовить очень легко: обычный пластиковый контейнер, коробка наполняется крупой. Ребенку также можно дать баночки, ложки для пересыпания, поместить в коробку различные предметы, камушки, крупные бусины, ракушки. Ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. http://cdn5.imgbb.ru/user/72/727876/299b7d92424810419b28f40aa5bd9109.jpg

http://062013.imgbb.ru/user/75/753387/1eb19320cec8e03d33ca09ad8a94defd.jpg

 

 https://bestbabyclub.ru/wp-content/uploads/2017/01/sensorybin3.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-ajMZigfsocU/VMf40XhE4FI/AAAAAAAAN24/hgPqC5s66Mo/s1600/IMG_4691.jpg

Как сделать сенсорную коробку?

Сенсорные коробки состоят из четырех элементов: собственно емкость, наполнитель, игрушки и «инструменты».

Емкость

деревянный ящик;

картонная коробка;

пластиковый контейнер или миска;

широкая и неглубокая кастрюля;

пластиковый или металлический таз;

надувной бассейн.

Наполнитель

фасоль, горох, чечевица;

крупа (манка, овсянка, пшено, рис, гречка, пшеница, кускус) – обычная или окрашенная с помощью красителей;

кукурузные хлопья;

макароны (паутинка, ракушки, трубочки, спиральки, бантики, звездочки);

мука, картофельный или кукурузный крахмал;

орехи, семечки;

какао, кофе;

желе;

крупная и мелкая соль;

шишки, желуди, каштаны;

земля, песок, кинетический (живой) песок;

галька, камни;

гидрогелевые шарики, или аквагрунт;

ракушки;

мох, листья, трава, цветы, засушенные ягоды, солома;

снег (зимой), лед (в любое время года из морозильной камеры);

кусочки нарезанной бумаги, бумажные салфетки (целые, порванные на кусочки, скомканные в виде шариков);

вата, ватные диски, ватные шарики;

лоскутки ткани;

пряжа, нитки;

кусочки поролона;

помпоны;

пуговицы;

канцелярские скрепки;

древесные опилки, скорлупки от орехов;

блестки;

вода;

мыльный раствор;

пена для бритья.

Игрушки

маленькие человечки;

фигурки животных;

кубики, шарики, кольца, погремушки;

игрушечные предметы мебели;

машинки;

посуда и предметы быта;

игрушечная еда;

разнообразные коробочки;

искусственные растения.

«Инструменты»

лопаточка, совок, грабли;

лейка, ведерко;

сито, воронка;

груша для воды;

ложки разных размеров и видов (для мороженого, для салата), половник, шумовка;

щипцы, пинцет;

пластиковые стаканчики;

формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки.

Несмотря на широкий ассортимент возможного наполнения вашей сенсорной коробки, не стоит класть туда слишком много всего. От обилия игровых элементов ребенок может попросту растеряться. Лучше сделайте несколько сенсорных коробок или периодически (примерно раз в две недели) меняйте содержимое, чтобы играть всегда было увлекательно. К тому же ребенку нужно оставлять в коробке пространство для свободной игры – чтобы он сам мог пересыпать наполнитель, протаптывать дорожки для игрушечных персонажей, строить домики и заборы.

Сенсорную коробку хранить будет удобнее, если у нее будет крышка. Некоторые мамы имеют в своем арсенале сразу несколько сенсорных коробок, ждущих своего часа на полках в закрытых контейнерах. Мы надеемся, что эти простые игры будут способствовать развитию вашего ребенка, а главное принесут много удовольствия и удивительных минут совместного творчества!

Желаем вам успешного развития!

Педагог-психолог

Ярмусевич Ирина Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

Консультация для родителей " Исследуя - познаю!"

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращ...

Консультация для родителей "Исследуйте,экспериментируйте......."

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни....

Консультация для родителей " Исследуйте, экспериментируйте,развивайте"

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования...

Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Консультация для родителей «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»...