Игра и его влияние на формирование элементов учебной деятельности дошкольников
консультация

Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Однако ведущая роль игры определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности - учению. В дошкольный период развития учение включено, как правило, в другие виды деятельности: ребенок общается со взрослым - и учится, он манипулирует предметами - и учится, он играет - и учится. Если говорить о готовности к школе того или иного ребенка, надо проанализировать, умеет ли он выделять и принимать учебную задачу, подбирать и осуществлять адекватные ей учебные действия, самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность. Может ли ребенок самостоятельно достичь такого уровня подготовки к систематическому обучению? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим пример. На уроке в первом классе учительница предлагает следующую задачу: «Мне надо выложить на кухне пол плитками. Вот их размеры, вот размеры кухни; как узнать, сколько плиток мне потребуется?» Учащиеся по-разному воспринимают эту задачу. Некоторые начинают считать, искать способ решения. Он может быть не всегда правильным. Но это не беда, главное, что эти ребята восприняли задание как учебную задачу и попытались решить ее. Другие же воспринимают предложенное задание как повод для простого общения со взрослым («А мы тоже кухню выложили!», «А у нас новая квартира!», «А какого цвета у Вас плитки?», «А у нас на кухне паркет» и т. д.). Если первая группа детей имеет способность и умение учиться, им сравнительно легко дается решение подобных задач, то дети второй группы постоянно будут испытывать сложности. Они не воспринимают поставленных взрослыми учебных задач. В классе эти дети аккуратно переписывают с доски решение, но, придя домой, не могут рассказать родителям, что нового они узнали в школе, чему научились. Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте ребят не научили вникать в смысл вопросов взрослого, видеть их в контексте основной деятельности. Если поиграть с такими детьми в известную игру, где при ответах на вопросы нельзя произносить определенные слова, то легко убедиться в том, что причина большего числа ошибок заключается не в невнимательности ребят, а в том же непонимании вопросов, носящих условный характер: участники игры честно отвечают на все провокационные вопросы и именно поэтому употребляют в ответах запрещенные слова. Этот пример говорит и о том, что у детей, испытывающих трудности в выделении и решении учебной задачи, не сформирован надлежащий уровень общения со взрослыми. Ребята не умеют подчинять свое поведение определенным нормам и правилам, другими словами, у них нет произвольного общения. Когда же и как формируется произвольность, предполагающая сознательное следование определенным правилам? Формирование произвольного поведения наиболее эффективно происходит в игре. Именно в игре дошкольник учится следовать намеченному сюжету, разыгрывать определенную роль, т. е. учится подчинять свою деятельность определенным правилам, пусть пока игровым. Делает он это добровольно и с удовольствием. Следовательно, произвольность поведения и подчинение поведения определенному правилу — это не одно и то же, хотя часто эти понятия внешне схожи. Главное их отличие заключается и том психологическом значении, которое они имеют для ребенка, для его развития. Если подчинение правилу организует поведение и деятельность ребенка, то произвольность, кроме того, позволяет ему самостоятельно, инициативно и творчески строить любую новую деятельность. Сформированная в игре произвольность проявляется и закрепляется в других видах деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста многие дети более или менее устойчиво контактируют по определенному поводу, они видят двойной смысл задаваемых взрослым вопросов, находят нужную форму ответов в соответствии с принятой на себя ролью и правилами. Чем же отличаются эти дети от сверстников, которые не способны перейти к новому виду общения со взрослыми? Прежде всего степенью их участия в сюжетно-ролевых играх. Если дети, обладающие высоким уровнем развития произвольности в общении со взрослыми, умеют разыгрывать разнообразные сюжеты, легко соблюдают субординацию ролей, длительно (до недели) развивают одну и ту же игру, то дети, у которых преобладает импульсивное поведение, в основном только манипулируют игрушками (одевают и раздевают кукол, бесцельно катают машинки, разыгрывают ограниченное число самых простых сюжетов и т. д.). Большие трудности у таких ребят вызывает соподчинение ролей, необходимое для сюжетно-ролевой игры: они могут выполнять роли лишь со взаимно противоположным содержанием (врач - пациент), роли же, которые требуют одинаковых или близких по смыслу действий (врач -медсестра), не воспринимаются ими и не включаются в игру. Однако надо учитывать, что peaлизация ролевых отношений - важный элемент психологической и личностной готовности к обучению в школе: ситуацию общения учителя и ученика и школе на уроке можно, с небольшими оговорками, рассматривать, как осуществление, развитие и реализацию именно ролевых отношений. Итак, можно сделать вывод: для того чтобы дети (могли легко понимать учебную задачу, их надо научить хорошо играть в сюжетно-ролевую игру. А вот как научить играть, на что обращать внимание в игре, чтобы ребенок научился понимать и реализовывать ролевые отношения, чтобы мог безболезненно переходить от игры к учению? Прежде всего, надо самим играть с детьми, играть на равных, не боясь потерять авторитет взрослого. Игре можно научить, находясь только во второй роли, т. е. взрослого как равного партнера. Большое значение для подготовки детей к систематическому обучению имеет игра в «школу». Она требует от детей довольно высокого уровня развития и поэтому может быть использована лишь в старшем дошкольном возрасте. Для освоения социальных отношений каждый ребенок должен обязательно побывать и в роли ученика, и в роли учителя. В роли учителя он сможет лучше понять реального педагога, который будет предлагать для решения различные учебные задачи и следить за успеваемостью учеников. Детям важно показывать образцы взаимодействия учеников между собой, учить их слушать друг друга, понимать, подчинять свою, индивидуальную, деятельность задачам и целям общей, коллективной. Это связано и с не менее важной стороной психологической подготовленности ребенка к школе - формированием произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению, например, общего способа решения определенного вида задач. Дети, не научившиеся в дошкольном возрасте слушать и понимать сверстника, т. е. не владеющие произвольным общением с ним, поступив в школу, испытывают значительные трудности: не могут самостоятельно выделять общий способ предлагаемых учителем задач и упражнений. Например, ребенок, выполняя в классе то или иное задание с помощью учителя и других детей, даже при небольшом изменении условий и содержания не может самостоятельно его узнать, а, следовательно, выполнить. Ученик приходит из школы и начинает решать заданную на дом задачу. Она не решается. Он идет за помощью к родителям, жалуясь при этом, что в школе таких задач не решали и не объясняли, как их решать. Когда же мама находит в тетради ученика подобную задачу с объяснениями и показывает ее ребенку, тот вдруг удивляется: «Как же эта задача «такая же»? Ведь в школе мы решали про грибы, а домой нам задали про ягоды!» Выделять и усваивать общий способ решения сходных задач ребенок учится в коллективных видах деятельности. Поэтому при подготовке к школе необходимо формировать надлежащий уровень общения со сверстниками. Как же формировать необходимый для школьного обучения уровень общения со сверстником? Если произвольность в общении ребенка со взрослым формировалась в сюжетно-ролевой игре, то общение ребенка со сверстником формируется в игре с правилами. Значит, ребенка надо учить играть и в игры с правилами. Они появляются лишь к концу дошкольного возраста (в пять-шесть лет). Их появление теснейшим образом связано с развитием сюжетно-ролевых игр. Обучать ребенка умению подчиняться игровому правилу в сюжетно-ролевой игре следует постепенно. Дошкольник долгое время учится выделять эти правила из сюжета и субординации ролей, поэтому не рекомендуется выделять за него игровые правила и заставлять им подчиняться. Однако надо иметь в виду, что игровые правила в ролевой игре и правила в игре с правилами - это не одно и то же. Детям дошкольного возраста трудно играть в спортивные игры типа футбола. Несмотря на то, что они усваивают правила достаточно просто, и когда наблюдают за игрой других детей или профессиональных футболистов, то прекрасно видят их ошибки, понимают и комментируют действия судьи, а также быстро осваивают физические навыки игры - все же играть в футбол они не могут: все время ссорятся, нарушают правила. Объяснить это можно тем, что дети еще не умеют договариваться друг с другом. В отношениях между участниками разных команд им все более или менее понятно: у соперников надо отнять мяч и забить его в ворота. А внутри своей команды дети не могут договориться: если один из участников завладел мячом, то он его и ведет до ворот, не желая никому отдавать. Это служит причиной ссор, потому что поиграть хотят все, а в результате один участник выступает против целой команды соперников и, как правило, его действия кончаются поражением. Поэтому при обучении дошкольников играм с правилами необходимо формировать у них так называемую коллективно распределенную деятельность, влияющую на формирование способности к анализу своих действий. Ребенок легче замечает ошибку у другого, чем у себя, и именно эти чужие ошибки приводят в итоге к пересмотру собственных действий. Дошкольник, не участвующий в выполнении коллективных заданий, не согласующий свои действия с действиями товарищей, гораздо хуже анализирует и исправляет свои ошибки. Если собственно учебная деятельность преимущественно индивидуальная, то игры с правилами у дошкольников и младших школьников являются своеобразной школой формирования коллективно-распределенной деятельности. Игры с правилами предполагают особый подготовительный этап, в течение которого дети осваивают правила последующей игры. Он важен для психического развития детей и возможности школьного обучения, поэтому при руководстве играми следует обращать внимание дошкольников на этот этап, учить их договариваться о правилах дальнейшей игры, уметь распределяться по командам и т. д. Деятельность детей на таком подготовительном этапе игры с правилами очень сходна по своей структуре и задачам с учебной деятельностью младших школьников. Итак, для полноценной подготовки детей к школе необходимо проникновение игры во все сферы жизни пяти-шестилетнего ребенка. Игра способствует повышению качества и результативности самых различных видов деятельности детей. В детской психологии стало классическим исследование возможностей детей дошкольного возраста в запоминании и воспроизведении ряда слов. Это задание оказалось очень трудным для дошкольников. Дети старались запомнить называвшиеся взрослым слова, неоднократно выслушивали их, но при воспроизведении многое забывали, путались, выдумывали другие слова. Тогда попробовали изменить ситуацию эксперимента. Детям предложили играть в «магазин». Слова, которые следовало запомнить, были названиями тех покупок, за которыми они приходили в магазин. В этом случае детям дошкольного возраста не составило большого труда запомнить и воспроизвести довольно большой ряд слов. Следовательно, прежде чем предлагать детям какое-то задание или что-то требовать от них, необходимо подумать, как это обыграть. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. Игра, как правило, собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями ребенка, которыми он активно пользуется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola-1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Игра  и его влияние на формирование элементов учебной деятельности дошкольников

Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Однако ведущая роль игры определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром,  осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности - учению.

В дошкольный период развития учение включено, как правило, в другие виды деятельности: ребенок общается со взрослым - и учится, он манипулирует предметами - и учится, он играет - и учится.

Если говорить о готовности к школе того или иного ребенка, надо проанализировать, умеет ли он выделять и принимать учебную задачу, подбирать и осуществлять адекватные ей учебные действия,  самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность. Может ли ребенок самостоятельно достичь такого уровня подготовки к систематическому обучению? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим пример.

На уроке в первом классе учительница предлагает следующую задачу:   «Мне надо выложить на кухне пол плитками. Вот их размеры, вот размеры кухни; как узнать, сколько плиток мне потребуется?»

Учащиеся по-разному воспринимают эту задачу. Некоторые начинают считать, искать способ решения. Он может быть не всегда правильным. Но это не беда, главное, что эти ребята восприняли задание как учебную задачу и попытались решить ее. Другие же воспринимают предложенное задание как повод для простого общения со взрослым («А мы тоже кухню выложили!», «А у нас новая квартира!», «А какого цвета у Вас плитки?», «А у нас на кухне паркет» и т. д.).

Если первая группа детей имеет способность и умение учиться, им сравнительно легко дается решение подобных задач, то дети второй группы постоянно будут испытывать сложности. Они не воспринимают поставленных взрослыми учебных задач. В классе эти дети аккуратно переписывают с доски решение, но, придя домой, не могут рассказать родителям, что нового они узнали в школе, чему научились. Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте ребят не научили вникать в смысл вопросов взрослого, видеть их в контексте основной деятельности. Если   поиграть с такими детьми в известную игру, где при ответах на вопросы нельзя произносить определенные слова, то легко убедиться в том,  что причина большего числа ошибок заключается не в невнимательности ребят, а в том же непонимании вопросов, носящих условный характер: участники игры честно отвечают на все провокационные вопросы и именно поэтому употребляют в ответах запрещенные слова.

Этот пример говорит и о том, что у детей, испытывающих трудности в выделении   и   решении   учебной   задачи,   не   сформирован   надлежащий уровень общения со взрослыми. Ребята не умеют подчинять свое поведение определенным нормам и правилам, другими словами, у них нет произвольного общения. Когда же и как формируется произвольность, предполагающая сознательное следование определенным правилам? Формирование произвольного поведения наиболее эффективно происходит в игре. Именно в игре дошкольник учится следовать  намеченному сюжету, разыгрывать определенную роль, т. е. учится подчинять свою деятельность определенным правилам, пусть пока игровым. Делает он это добровольно и с удовольствием. Следовательно, произвольность поведения и подчинение поведения определенному правилу — это не одно и то же, хотя часто эти понятия внешне схожи. Главное их отличие заключается и том психологическом значении, которое они имеют для ребенка, для его развития. Если подчинение правилу организует поведение и деятельность ребенка, то произвольность, кроме того, позволяет ему самостоятельно, инициативно и творчески строить любую новую деятельность. Сформированная в игре произвольность проявляется и закрепляется в других видах деятельности ребенка.

К концу дошкольного возраста многие дети более или менее устойчиво контактируют по определенному поводу, они видят двойной смысл задаваемых взрослым вопросов, находят нужную форму ответов в соответствии с принятой на себя ролью и правилами.

Чем же отличаются эти дети от сверстников, которые не способны перейти к новому виду общения со взрослыми? Прежде всего степенью их
участия в сюжетно-ролевых играх. Если дети, обладающие высоким уровнем развития произвольности в общении со взрослыми, умеют разыгрывать разнообразные сюжеты, легко соблюдают субординацию ролей, длительно (до недели) развивают одну и ту же игру, то дети, у которых преобладает импульсивное поведение, в основном только манипулируют игрушками (одевают и раздевают кукол, бесцельно катают машинки, разыгрывают ограниченное число самых простых сюжетов и т. д.). Большие трудности у таких ребят вызывает соподчинение ролей, необходимое для сюжетно-ролевой игры: они могут выполнять роли лишь со взаимно противоположным содержанием (врач - пациент), роли же, которые требуют одинаковых или близких по смыслу действий (врач -медсестра), не воспринимаются ими и не включаются в игру. Однако надо учитывать, что peaлизация ролевых отношений - важный элемент психологической и личностной готовности к обучению в школе: ситуацию общения учителя и ученика и школе на уроке можно, с небольшими оговорками, рассматривать, как осуществление, развитие и реализацию именно ролевых отношений.

Итак, можно сделать вывод: для того чтобы дети (могли легко понимать учебную задачу, их надо научить хорошо играть в сюжетно-ролевую игру.

А вот как научить играть, на что обращать внимание в игре, чтобы ребенок научился понимать и реализовывать ролевые отношения, чтобы мог безболезненно переходить от игры к учению?

Прежде всего, надо самим играть с детьми, играть на равных, не боясь потерять авторитет взрослого. Игре можно научить, находясь только во второй роли, т. е. взрослого как равного партнера.

Большое значение для подготовки детей к систематическому обучению имеет игра в «школу». Она требует от детей довольно высокого уровня развития и поэтому может быть использована лишь в старшем дошкольном возрасте. Для освоения социальных отношений каждый ребенок должен обязательно побывать и в роли ученика, и в роли учителя. В роли учителя он сможет лучше понять реального педагога, который будет предлагать для решения различные учебные задачи и следить за успеваемостью учеников. Детям важно показывать образцы взаимодействия учеников между собой, учить их слушать друг друга, понимать, подчинять свою, индивидуальную, деятельность задачам и целям общей, коллективной. Это связано и с не менее важной стороной психологической подготовленности ребенка к школе - формированием произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению, например, общего способа решения определенного вида задач.

Дети, не научившиеся в дошкольном возрасте слушать и понимать сверстника, т. е. не владеющие произвольным общением с ним, поступив в школу, испытывают значительные трудности: не могут самостоятельно выделять общий способ предлагаемых учителем задач и упражнений. Например, ребенок, выполняя в классе то или иное задание с помощью учителя и других детей, даже при небольшом изменении условий и содержания не может самостоятельно его узнать, а, следовательно, выполнить.

Ученик приходит из школы и начинает решать заданную на дом задачу. Она не решается. Он идет за помощью к родителям, жалуясь при этом, что в школе таких задач не решали и не объясняли, как их решать. Когда же мама находит в тетради ученика подобную задачу с объяснениями и показывает ее ребенку, тот вдруг удивляется: «Как же эта задача «такая же»? Ведь в школе мы решали про грибы, а домой нам задали про ягоды!»

Выделять и усваивать общий способ решения сходных задач ребенок учится в коллективных видах деятельности. Поэтому при подготовке к школе необходимо формировать надлежащий уровень общения со сверстниками.

Как же формировать необходимый для школьного обучения уровень общения   со  сверстником?   Если  произвольность  в  общении  ребенка   со взрослым формировалась в сюжетно-ролевой игре, то общение ребенка со сверстником формируется в игре  с правилами. Значит, ребенка надо учить играть и в игры   с   правилами. Они появляются лишь к концу дошкольного возраста (в пять-шесть лет). Их появление теснейшим образом связано с развитием сюжетно-ролевых игр. Обучать ребенка умению подчиняться игровому правилу в сюжетно-ролевой игре следует постепенно. Дошкольник долгое время учится выделять эти правила из сюжета и субординации ролей, поэтому не рекомендуется выделять за него игровые правила и заставлять им подчиняться. Однако надо иметь в виду, что игровые правила в ролевой игре и правила в  игре с правилами -  это не одно и то же.

Детям дошкольного возраста трудно играть в спортивные игры типа футбола. Несмотря на то, что они усваивают правила достаточно просто, и когда наблюдают за игрой других детей или профессиональных футболистов, то прекрасно видят их ошибки, понимают и комментируют действия судьи, а также быстро осваивают физические навыки игры -  все же играть в футбол они не могут: все время ссорятся, нарушают правила. Объяснить это можно тем, что дети еще не умеют договариваться друг с другом. В отношениях между участниками разных команд им все более или менее понятно: у соперников надо отнять мяч и забить его в ворота. А внутри своей команды дети не могут договориться: если один из участников завладел мячом, то он его и ведет до ворот, не желая никому отдавать. Это служит причиной ссор, потому что поиграть хотят все, а в результате один участник выступает против целой команды соперников и, как правило, его действия кончаются поражением. Поэтому при обучении дошкольников играм с правилами необходимо формировать у них так называемую коллективно распределенную деятельность, влияющую на формирование способности к анализу своих действий. Ребенок легче замечает ошибку у другого, чем у себя, и именно эти чужие ошибки приводят в итоге к пересмотру собственных действий. Дошкольник, не участвующий в выполнении коллективных заданий, не согласующий свои действия с действиями товарищей, гораздо хуже анализирует и исправляет свои ошибки. Если собственно учебная деятельность преимущественно индивидуальная, то игры с правилами у дошкольников и младших школьников являются своеобразной школой формирования коллективно-распределенной деятельности.

Игры с правилами предполагают особый подготовительный этап, в течение которого дети осваивают правила последующей игры. Он важен для психического развития детей и возможности школьного обучения, поэтому при руководстве играми следует обращать внимание дошкольников на этот этап, учить их договариваться о правилах дальнейшей  игры, уметь распределяться по командам и т. д. Деятельность детей на таком подготовительном этапе игры с правилами очень сходна по своей структуре и задачам с учебной деятельностью младших школьников.

Итак, для полноценной подготовки детей к школе необходимо проникновение игры во все сферы жизни пяти-шестилетнего ребенка.

Игра способствует повышению качества и результативности самых различных видов деятельности детей.

В детской психологии стало классическим исследование возможностей детей дошкольного возраста в запоминании и воспроизведении ряда слов. Это задание оказалось очень трудным для дошкольников. Дети старались запомнить называвшиеся взрослым слова, неоднократно  выслушивали их, но при воспроизведении многое забывали,  путались,  выдумывали другие слова. Тогда попробовали изменить ситуацию эксперимента. Детям предложили играть в «магазин». Слова, которые следовало запомнить, были названиями тех покупок, за которыми они приходили в магазин. В этом случае детям дошкольного возраста не составило большого труда запомнить и воспроизвести довольно большой ряд слов.

Следовательно, прежде чем предлагать детям какое-то задание или что-то требовать от них, необходимо подумать, как это обыграть.

Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. Игра, как правило, собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями ребенка, которыми он активно пользуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников"

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

Консультация для воспитателей на тему: Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Как известно, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для детей старшего дошкольного возраста имеют интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных моти...

Формирование элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования

Мною представленна презентация по Формированию элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования...

Формирование элементов учебной деятельности в процессе Лего-конструирования

Методы и приемы обучения и развития детей дошкольного возраста в процессе Лего-конструирования...