Игровой тренинг "Развиваем память"
консультация

Кондратьева Людмила Алексеевна

Игровой тренинг для проведения на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_pamyat.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей «Развиваем память дошкольника»

Цель практикума. Помочь овладеть способами руководства играми для развития памяти детей с ОВЗ.

Ход практикума.

1. Организационный момент. Психологический тренинг «Приветствие»

Родители и педагог встают в круг. Педагог касается открытыми ладонями ладоней стоящего рядом, при этом называет свое имя. Далее родитель называет свое имя и касается следующего рядом стоящего родителя. Таким образом, все стоящие в круге родители знакомятся друг с другом.

2. Выступление педагога.

Добрый вечер, уважаемые родители!

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия. И все вы, родители будущих первоклассников мечтаете о том, чтобы ваш ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребёнка развита память.

Многие из вас, наверное, часто недоумевают, почему ваш малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? А все дело в особенностях его памяти.

Недаром при оценке интеллектуальной (умственной) готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Именно она позволяет успешно и разносторонне познавать мир, усваивать новые информации. Чем больше внимания вы, уважаемые родители будете уделять внимание развитию различных видов памяти, а также внимания и воображения малыша, тем выше будет интеллектуальный потенциал вашего

ребенка, а значит, более успешно будет обучаться в школе.

Именно поэтому сегодняшняя наша встреча будет посвящена развитию памяти наших детей. Мы предложим для вас несколько игр и упражнений для занятий с вашими детьми в домашних условиях, в которые можно поиграть в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

Но сначала вспомним, какие виды памяти бывают.

Память делится на виды по разным признакам. Если рассматривать по объекту запоминания, то она бывает.

• Зрительная (наглядно-образная). Эта память способствуют запоминанию всего, что мы видим: лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее.

• Слуховая (словесно-смысловая). Данная память способствует запоминанию того, что мы слышим, то есть любой информации на слух.

• Моторная /двигательная/ память способствует запоминанию всех наших движений.

• Эмоциональная память помогает запоминать пережитые чувства, эмоции и события.

Память бывает произвольная (которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (когда запоминание происходит само собой)

По своей длительности память делится на кратковременную и долговременную.

Кратковременная – это когда вы вспомнили сразу, но через некоторое время забыли, а долговременная, когда вы вспоминаете информацию через некоторое время.

От чего зависят способности к запоминанию?

Здесь существует несколько факторов:

• возраст – чем старше ребенок, тем лучше у него работает память.

• накопленный багаж знаний – память развивается с увеличением объема знаний.

• уровень умственных способностей – чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить.

Основные правила развития памяти:

• Развитие памяти ребенка должно обязательно идти через игру, интересные

упражнения. Необязательно заниматься развитием памяти отдельно, лучше всего включать это в повседневное общение с ребенком. По дороге из садика запоминать встретившихся собак, а дома всех их нарисовать, называть все деревья, встреченные на пути, в магазине посмотреть на два похожих товара, убрать их и вспомнить несколько отличий и так далее.

• Развитие памяти – это не просто механическая тренировка способности к

запоминанию. Это, прежде всего, подключение различных приемов для запоминания. Сначала вы помогаете ребенку освоить эти приемы, потом он начинает использовать их сам. Это подключение ассоциаций («на какое знакомое слово похоже по звучанию это сложное английское слово?» и т.д.), придумывание «напоминалок» («зарисуй схему этого правила», «напиши пять основных слов, которые помогут тебе запомнить этот текст» и т.д.), подключение других каналов восприятия («давай напишем в воздухе слова этого стихотворения», «слушая стихотворение, рисуй в воображении картинку»). Помогайте ребенку эмоционально включаться в изучаемый материал, то, что интересно и значимо, всегда запоминается в разы лучше.

• Стойкие проблемы с запоминанием часто являются симптомами каких-либо других проблем. Например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью ребенок плохо запоминает не потому, что у него плохая память, а потому, что не может сосредоточиться на материале. Проблемы с памятью наблюдаются и при различных неврологических нарушениях. Поэтому если вы наблюдаете серьезные сложности у ребенка с запоминанием и воспроизведением информации, нужно обязательно показать малыша специалистам – лучше всего, неврологу и нейропсихологу.

Приглашают детей.

2 часть. Практическая.

Изготовление игры для развития зрительной памяти «Найди сам».

Для развития памяти необязательно покупать какие-либо дорогие игры. Их можно с легкостью и быстро изготовить в домашних условиях, что мы с вами сейчас и сделаем.

Для нее необходимо склеить коробки из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 3 башенки. /3,2,1/

Изготовление игры.

Объяснение руководства игрой.

На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти)

3 часть. Игровая. А теперь давайте попробуем проиграть несколько игр, которые позволят развивать все перечисленные выше виды памяти. Для этого пригласим сюда наших детей.

Проигрываются несколько игр с детьми (проводит педагог).

Игры на зрительную память:

1. «Чего не стало?»

1. «Что изменилось?»

На тактильную память:

1. Игра «Два мешочка

Игры на слуховую память:

1. Игра «Магазин»

Взрослый «отправляет» ребенка в магазин и называет 5 (до 10) продуктов (предметов).

Ребенок набирает предметы (картинки) по памяти. Если справился с 5 то увеличивается количество постепенно до 10.

Вариант 2. В магазине ребенку называете продукты или предметы, которые необходимо купить. Ребенку дается возможность самостоятельно набрать эти покупки взрослый проверяет количество и правильность выбранных товаров. При необходимости напоминает количество и названия.

А сейчас предлагаем поиграть в одну игру. Игра называется «Собираемся в отпуск».

/Родитель-ребенок вместе, по 5 пар в кругу/

Первый играющий говорит: «Я положу в чемодан… и называет 1 предмет. Второй: «Я положу в чемодан… называет предмет первый, который назвал предыдущий игрок и добавляет свой. И т д. третий соответственно эти 2 предмета и добавляет свой и т.д.

А для детей вариант данной игры называется:

Игра «Я положил в мешок». В мешок «кладутся» по заданию взрослого (игрушки, овощи, фрукты, школьные принадлежности)

А теперь проиграем в игру, которую вы сегодня изготовили. (Родители садятся с ребенком и играют за столами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Развиваем память правильно"

Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью ...

Материал для родителей - "Как улучшить детскую память?"

  Перед нами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:зрительная;слуховая;тактильная;обоня...

Советы родителям "Как развить память, внимание и мышление ребенка"

Уважаемые родители! В начале нашей беседы мне хочется задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?...

Память,память, за собою позови...

Педагогическая призентация посвященая 70 - летию Великой победе....

«Как развить память ребенка» Как улучшить память?

«Как развить память ребенка»Как улучшить память?...

Консультация "ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ (Игры, которые помогут развить память и внимание)"

ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ (Игры, которые помогут развить память и внимание)...