Ответственное родительство
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Новикова Наталья Владимировна

Что подразумевают под этим термином?

Ответственное родительство, как социальное качество родителей, проявляется в процессе жизни, и оно обуславливает качество воспитания ребенка. Необходимо формировать отношение к родительству, как социальной миссии мужчины и женщины, которая заключается в обеспечении качества жизни и воспитания ребенка – сохранение его здоровья, воспитание у ребенка чувств сочувствия, сострадания, сопереживания и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ответственное родительство429.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ

ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Ключевыми компонентами ответственного родительства являются следующие:

1. Коммуникативный. 

Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Родитель готов делить с ребенком некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, корректировать.

2. Эмоциональный. 

Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3. Нормативный. 

Полноценная социализация ребенка, усвоение им социальных норм и правил – принятых в обществе предписаний и табу. В этом направлении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет, и как пример для подражания.

4. Экономический. 

Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5. Охранительный. 

Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни.

6.  Духовный. 

В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка.

Крайне важными составляющими ответственного родительства являются:

  • Находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе. Часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».
  • Предупреждение родителями развития пагубных привычек у детей, путем развития духовного и нравственного компонентов, создавая доверительную обстановку в семье. Разговаривая про курение и алкоголь, очень важно не создавать «искусственный ажиотаж» вокруг этой темы, поощрять стремление ребенка делиться своими размышлениями на эту тему, знать, в какой компании он проводит свое свободное время.
  • Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях. Дети очень уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и часто все воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая ребенка заставит переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Родители должны постараться избегать фразы «не стоит расстраиваться из-за такой мелочи», вместо этого стоит признать право ребенка на его чувства – будь то разочарование, злость, обида, и помочь ему справиться.
  • Собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, прививать трудолюбие и любовь к учебе.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЯ

  1. Прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений. Важным моментом являются супружеские отношения в семье, если в семье оба родителя, удовлетворенность браком и отношениями в нем. Родителям стоит выделять время на совместный досуг, ведь счастливые, любящие, понимающие родители – залог спокойствия любого ребенка.
  2. Духовно-нравственное благополучие. Оно предполагает умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности, которые должны быть основаны на понимании различия добра и зла, лжи и истины. Именно они должны впоследствии стать основополагающими в отношениях между людьми, в семье и обществе.
  3. Внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи. Ответственный родитель должен внимательно следить и за своим здоровьем, проходить ежегодно медицинский осмотр с целью ранней диагностики заболеваний, поддерживать свое здоровье на должном уровне. Ведь воспитание ребенка требует большого количества сил, а при отсутствии здоровья их взять просто неоткуда.
  4. Социально-бытовое благополучие, материальное благополучие. Для гармоничного развития ребенку необходимо создать развивающую среду, что в отсутствии данного фактора невозможно. Это обусловлено тем, что в условиях современного общества большинство услуг, связанных с образованием и развитием, оказывается на платной основе.
  5. Отсутствие хронических семейных конфликтов – между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями – с бабушками и дедушками. Ребенок, как правило, в семейной ситуации выступает в роли «хранителя спокойствия», очень болезненно переносит любые конфликты и старается всячески их разрешить. При этом основные задачи развития, свойственные данному возрасту, отходят на второй план. Ребенок полностью погружается в семью, в качестве симптома могут выступать такие проявления как неуспеваемость, уходы из дома, непослушание и протестное поведение и т. д.
  6. Единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей. Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И в случае, если папа строгий, а мама все разрешает, он быстро научится лавировать и проблемы с поведением неизбежно появятся. Для ребенка очень важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были крайне последовательны и постоянны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей – это закладывает фундамент семейной иерархии. В случае несогласия мамы и папы в каком-то вопросе, это стоит обсуждать в отсутствии ребенка, иначе есть риск зародить в ребенке сомнения и тревогу.
  7. Здоровый образ жизни семьи – только своим примером родители могут привить ребенку любовь к спорту и хорошие привычки.

        

Источник:     https://www.ya-roditel.ru/otvetstvennoe-roditelstvo/

Литература

  1. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания. – Ростов-на-Дону, 2006. – 36 с.
  2. Гительсон Н.А. Некоторые подходы формирования концепции современной школы родительства. IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием «Через интеграцию наук – к сохранению репродуктивного здоровья семьи». – М.: Институт психотерапии, 2003. – 203 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. Питер, 2006. – 176 с.
  4. Кон И.С. Этнография родительства. – М., 2000.
  5. Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь. М. 2014. – 352 с.
  6. Овчарова Р.В. Психология родительства. Аkademia, 2005. – 368 с.
  7. «Ответственное родительство: проблемы и пути решения»: методические пособие /Под ред. М.В. Логиновой, В.Ю. Смирновой. – Кострома, 2012.
  8. Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М., Басангова Б.М. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64 с.
  9. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М. 2002. – 240 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.

Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...

План работы по ответственному родительству

План работы с неблагополучными семьями...

план по ответственному родительству

ответственное родительство...

ответственное родительство

Это занятие в форме круглого стола для родителей, на котором раскрывается роль семьи в воспитании ребенка, ответственности родителей за его развитие. раскрываются стили воспитания и основные направлен...