Статья "Как распознать тревогу у ребенка"
статья

Потапович Юлия Владимировна

Статья о том, как распознать тревогу у ребенка, какие причины ее вызывают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_raspoznat_trevogu_u_rebenka.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

         

Как распознать тревогу у ребенка?

Тревога как состояние присуща многим людям. Определенный ее уровень мобилизует наши эмоции и волю, помогает предусмотреть негативные последствия и избежать сложных ситуаций. Этот необходимый «запас тревоги» есть у каждого. Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных и безопасных. И если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожности характера.

На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

 Признаками повышенной тревожности являются: суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность, желание много говорить или напряженное молчание, трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности, боязнь любых, даже маленьких перемен, неуверенность в себе, отказ от новой деятельности, агрессивность и демонстративность тоже могут быть признаками повышенной тревожности.

           В изучении детской тревожности существует 2 подхода:

  1.  Психодинамический. Разделяющие его авторы исходят из того, что уже в раннем возрасте достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, в основе которых лежат процессы возбуждения и торможения и их различные сочетания. В данном контексте тревожность рассматривается в качестве врожденной психодинамической характеристики.
  2. Биосоциальный подход. Причины детской тревожности, кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Вопрос о социальных причинах детской тревожности принадлежит к числу наиболее изучаемых.

         Причины тревожности.

         Семейные

                В качестве центральной причины тревожности во многих научных работах выделяют прежде всего взаимоотношения «мать-ребенок». Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, но при этом она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя его от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасений. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. 

          Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Имеет значение и климат в семье – обнаружено, что в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Став свидетелем выяснений отношений родителей, ребенок часто идентифицируется с родителем своего пола.

          Межличностные

          В качестве еще одного социального фактора формирования тревожности у детей выступают взаимоотношения со сверстниками. Тревожные дети часто оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. При этом тревожность зачастую выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость высоко тревожного ребенка от сверстников. В детском саду тревожные дети обычно не пользуются всеобщим признанием, но если они хорошо умеют играть (а это для дошкольников основное занятие), то все же не оказываются в изоляции. Но такие их черты как замкнутость, малообщительность, неуверенность в себе мешают находить друзей и партнеров по играм.  

             Иногда, в качестве компенсации, тревожные дети могут напротив, быть сверх общительными, вести себя назойливо или даже озлобленно. 

             Другой причиной непопулярности таких ребят среди сверстников является их безынициативность. Здесь появляется риск того, что другие дети начнут доминировать над ними, что еще больше осложнит самочувствие ребенка. 

            Внутриличностные

            В качестве важнейшего источника тревожности многими авторами выделяется внутренний конфликт, связанный с самооценкой, «Я-концепцией». Высокая тревожность свидетельствует о наличии у человека неблагоприятного эмоционального опыта.   В общении тревожные дети проявляют робость, напряженность, они очень чувствительны, не способны постоять за себя. Заниженная самооценка у тревожных детей выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

Родителям важно знать, что:

- тревожных детей следует больше поддерживать.

- ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.

- полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела;

- важно формировать у ребенка адекватную самооценку.  Для этого лучше всего не оценивать его, а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как распознать одаренность у ребенка.

В последнее время в научной литературе часто употребляется термин «детская одаренность». Что же такое одаренность? Какую роль она может сыграть в жизни ребенка? Как распознать одаренность у ребенка?...

Консультация для родителей "Как справиться с волнением и тревогой у ребенка?"

Рекомендации как распознать тревогу и преодолеть волнение....

Как распознать ангину у ребенка?

Данная консультация поможет родителям по состоянию ребёнка  определить заболевание и дальнейшие его действия....

КАК РАСПОЗНАТЬ ДИЗАРТРИЮ У РЕБЕНКА

Материал адресован родителям, воспитателям детских садов....

Распознать аутизм у ребенка

несколько примеров  если у ребенка развивается аутизм...

РАСПОЗНАТЬ АУТИЗМ У РЕБЕНКА

признаки аутизма у ребенка...

Как распознать талант своего ребенка

Консультация для родителей " Как распознать талант своего ребенка"...