ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
консультация

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ   АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   МОТОРИКИ

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

 Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

УКАЗАНИЯ К  ПРОВЕДЕНИЮ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

1.     Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

2.     Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3.     Все упражнения выполняются по подражанию, т.е. чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).

4.     Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, с улучшением качества движений.

5.     Возможно, и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.

6.     Необходимо добиваться чёткого, точного, ритмичного выполнения движений.

7.     Постепенно, по мере овладения артикуляционными движениями, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

8.     Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отработанных логопедом упражнений.

9.     Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпенияи не раздражайтесь,  далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. 

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Рассмотрите с ребёнком перед зеркалом органы речи: губы, зубы, язык (кончик, спинка, корень), альвеолы – «бугорочки» (верхние, нижние), нёбо, голосовые складки.

    «НАДО КРЕПКО ЗАУЧИТЬ, ЧТО ТЕБЕ И МНЕ ПОМОЖЕТ ЧЁТКО ЗВУКИ ВСЕ ПРОИЗНОСИТЬ».

 

І. Упражнения для губ

 

1.    «Улыбка» – растягивание сомкнутых губ в улыбку (зубы сомкнуты).

2.    «Заборчик» - губы в улыбке, раскрыть губы и показать сомкнутые зубы (хорошо видны и верхние, и нижние резцы).

3.    «Хоботок» – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).

4.    «Трубочка» - вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты), губы округлены.

5.    Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».

6.    Проговорить гласные звуки, четко артикулируя губами - А-У-И-О (чередовать).

7.     Проговорить  гласные звуки, чередуя со звуком [И] – и-у, и-а, и-о, и-э.

 

ІІ. Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

 

1.    «Часики» - движения языком вправо-влево.

2.    «Качели» - движения языком вверх-вниз.

         - к верхней/нижней губе;                              - к верхним/нижним зубам;

                                      - к верхним/нижним альвеолам.

3.     «Лопатка» - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на   нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку ложечкой или пошлёпать губами, произнося «пя-пя-пя»).

4.    «Иголочка» – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика языка холодной ложечкой).

5.    «Чашечка» – широкий язык поднять кверху:

         - к верхней губе;          - к верхним зубам;          - к верхним альвеолам.

6.    «Конфетка» - причмокивающие движения языком.

7.    «Лошадка» – щёлканье языком.

8.     «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.       

 

Помните! Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный комплект электронных презентаций предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений с целью использования в коррекционно-образовательном процессе по фо...

"Формирование артикуляционной моторики."

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координи­рованная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному пере­ключению с одного движения на другое, а ...

Исследование на тему "Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

—Объект  исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.—Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольн...

Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи

Одним из направлений  коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...

Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи (продолжение)

Одним из направлений  коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координи­рованная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному пере­ключению с одного движения на др...

Формирование артикуляционной моторики

Консультация для воспитателей, родителей...