Консультация «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Cтрельцова Лариса Геннадьевна

Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.

  Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dyhanie.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом.

Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.

Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Существуют типы дыхания:

• нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвуют только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного-средняя) ;

• среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается) ;

• верхнее, или «ключистое» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного – их средняя часть) ;

• смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких) .

• Дыхательная система человека устроена таким образом, чтобы организм в целом мог приспособиться к любым изменениям окружающей среды.

дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных

регуляций со стороны центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

• восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению

местных застойных явлений;

• налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

• исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет

нервно-психическое состояние у больных.

Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:

1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба,

бег, плавание - особенно.

2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.

3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.

4. Гимнастика доступна всем людям.

5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной

одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих. 6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного

аппарата и грудной клетке.

8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях

на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях,

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте! ”.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

Почему многие рекомендуют родителям для наилучшего развитие ребенка использовать пальчиковые игры?

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная связь присутствует и между рукой речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует её темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, уменьшает психические напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения-наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.

Игры с пальчиковыми – представляют собой развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Заинтересует ли ребенка, игра зависит по большей части от исполнения родителя. Для самых маленьких необходимо спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. В возрасте трех-пяти лет имеет существенное значение выразительная мимика и речь участника.

Естественно, для выразительного исполнения взрослому следует запомнить текст наизусть.

За осуществление движения разных рук отвечает разные полушария мозга. Когда малыш начнет без труда выполнять требуемые движения одной рукой, переходите на обучение аналогичных движений другой рукой, в дальнейшем сразу двумя руками.

В возрасте двух-трех лет некоторые игры станут наиболее интересными, если родители для детских пальчиков свернут бумажные колпачки-куколки. Маркером можно изобразить на колпачке глазки, ротик, пуговки и др.

Разучивание игр шаг за шагом:

1. Родитель сначала показывает игру ребенка сам.

2. Взрослый демонстрирует игру, управляя пальцами и ручкой ребенка.

3. Взрослый и малыш проделывают движения одновременно, родитель при этом проговаривает текст.

4. Малыш производит движения со своевременной поддержкой взрослого, который проговаривает текст.

5. Малыш производит движения и рассказывает текст, а взрослый поддерживает и в нужный момент помогает.

Рекомендации:

1. Не начинайте играть с малышом холодными руками. Предварительно их можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

2. При присутствии в новой игре не знакомых ребенку персонажей или слов, первым делом объясните, что это такое, применяя все те же картинки или игрушки.

3. Пальчиковые игры с малышами в возрасте до 1, 5 лет осуществляйте как показ или сами производите необходимые действия пальцами ребенка.

4. Малыш старше 1, 5 лет периодически можно предлагать осуществлять движения вместе.

5. Не забывайте про максимально выразительную мимику.

6. Проводите игру весело, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры-это лучший способ провести время с вашим малышом с пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

Играя своими пальчиками, дети получают различные сенсорные впечатления, у них развивается умение координировать свои движения, сосредотачиваться на одном занятии, развивается ловкость, внимательность, усидчивость. Благодаря таким играми вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Герои пальчиковых игр-коза, зайчик, птица, дерево, дождик, солнышко, паучок, бабочка – знакомы детям с полутора до двух лет. Малыши с удовольствием будут повторять за взрослыми интересные стишки, и сопровождать слова движениями.

Пальчиковые игры помогут освоить детям счет, пространственные понятия (выше-ниже, право-лево, сверху-снизу). Тактильные ощущения, которые получает ребенок в игре, гладя или хлопая партнера по руке, очень важны для формирования чувства надежности и уверенности. Многие пальчиковые игры разыгрывают сказочные сюжеты, и если дети 4-5 лет справляются самостоятельно, то более младшим ребятам необходима помощь родителей или воспитателей. Взрослому нужно проговаривать текст с большим выражениям, делая паузы и подчеркивая значимые слова, а движения должны идти в соответствии с текстом. Детям раннего возраста, которым трудно выговаривать слова целиком, можно повторять только движения, при необходимости пользуясь помощью взрослых. Еще больший интерес к игре вызовут бумажные колпачки на пальцы или нарисованные на подушечках пальчиков смешные рожицы.

Пальчиковые игры способствуют развитию воображения и творческой деятельности, если ребенок проявляет самостоятельность, придумывая свои достижения или слова, поддержите его начиная, похвалите и попросите продемонстрировать свои актерские способности всем членам семьи. Соединив пальчиковые игры с музыкой, вы еще больше обрадуете малыша, напевать текст игры можно на любую мелодию, интереснее будет, если выбирать каждый раз новый мотив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста"

quot;Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...

Консультация для воспитателей «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, р...

Консультация для педагогов «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...

Консультации для родителей. Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...