Памятка для родителей «Игры на развитие фонематического (слухового) восприятия»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кононова Эльвира Александровна

Преодоление нарушений  фонематического восприятия является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

В памятке предлагаются игры, направленные на развитие и совершенствование фонематического восприятия, которые можно использовать при закреплении полученных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Игры на развитие фонематического (слухового)

восприятия

Учитель-логопед:

Кононова Э.А.

2018г

Весёлое название

     Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

https://krot.info/uploads/posts/2021-02/1613782025_59-p-fon-dlya-kletki-popugaya-61.jpghttp://i.piccy.info/i8/241465f3ac329a091af4a9f5fcc2bb73/1382542782/6657/490835/GUM_00053_0.jpghttps://www.uidownload.com/files/466/1000/955/banana-illustration-free-vector.jpghttps://www.igrushka24.ru/upload/iblock/2a2/2a239fce6a8e178923ab5167a114b209.jpg                             

Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

Какое слово задумано?

     Взрослый показывает детям

картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок

произносит слово, выделяя

пропущенный звук (ррромашка).

Поймай звук

     Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

Подскажи звук

     Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).

Какой звук есть во всех словах?

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах (заданный звук выделяется при произнесении слова).

Уважаемые родители!

      Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.

     Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным      современных

исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы),

составляющие звуковую оболочку слов.

      Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского

звукопроизношения, тормозит,

усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо

невозможны.

   Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных

нарушений речи.

Назови первый звук

     Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

Сложи звук  


    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например:
[м][а] - ма; [н][о][с] - нос. 

 

 Скажи наоборот  


    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Определи первый гласный звук  

     Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

Зоркий глаз

     Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

 Что лишнее?

     Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Чистоговорки

     Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.


Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
 

 

Назови слова на звук …

     Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слухового восприятия

Уважаемые родители!       Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.     Фонематическим восприятием или фонематическим...

Памятка для родителей "Игры на развитие фонематического слуховосприятия"

В памятке представлены игры для развития фонематического слуха, в которые можно поиграть дома родителям с детьми. ...

Памятка для родителей "Игры для развития фонематического слуха"

Фонематический слух включает в себя три речевые операции: способность слышать есть данный звук в слове или нет,способность различать слова, в которые входят одни и те же звуки, расположенные в разной ...