Тренинг для родителей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи»
консультация

Богданова Ольга Александровна
Обучить родителей игровым способам развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»)

Тренинг для родителей на тему:

«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи»

Подготовила и провела учитель – логопед:

МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова О.А.

г. Советский

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи.

Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического восприятия.

Ход тренинга:

Добрый вечер, уважаемые родители. Работая с детьми, имеющими различные нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – это вы, родители! Кто, как не вы, понимая и осознавая всю важность всей коррекционно-развивающей работы, становитесь самыми главными союзниками, и помогаете ребенку окунуться в прекрасный мир правильной речи. Формирование фонематического слуха является важной задачей в развитии речи дошкольников. Вообще, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Хочу также отметить, что основной задачей логопеда является коррекция звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте.

«Что такое речевой и неречевой слух?» Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что – то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису» и т.д. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма).

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Игра «Будь внимательным!» Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка. Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» - в конце слышим звук П.)

Игра «Назови картинки». Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук «Ш». Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя». Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук «Н» – Настя, Надя, Наташа. Звук «В» – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове». Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА -Б. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

Игра «Назови последний звук». Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб –Б. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).

Игра «Отгадай слово». Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Кто больше?» Задача - учить придумывать слова на определенный звук в определенной позиции. Например: звук «З» в начале - зуб, забор, зонт…, звук «Р» в середине – картошка, карман, матрешка…

Игра «Звуковая цепочка». Составление цепочки слов по последнему звуку./забор, рыба, ананас../

Игра «Добавлялки». Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «МИРСИБО» «Определи место звука в слове» Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец) с использованием схем. Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук «Ш» в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Прохлопай слово». Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на (3 слога). Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: ладошку прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового. Сейчас, уходя с семинара, выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились – в красную вазу. Если не понравилось – в синюю вазу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»

Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....

Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019

В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

Дифференциация слов, близких по звучанию: Игра «Внимательные ушки».Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.Оборудование: предметная картинк...

Система упражнений по формированию базы для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями: Игра «В мире звуков»Цель: разви...

Картотека "Развивающие игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи".

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...