Пути приодеоления трудностей адаптации к ДОУ
консультация

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_preodoleniya_trudnostey_k_adaptatsii_detey_v_dou.docx790.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ»

Проблема адаптации ребенка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими

  • психологическими трудностями - дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр. Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведется.

Если подготовка ребенка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребенка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остается без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание. С поступлением ребенка двух- трехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой

  • обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения:

       Ослабленные дети, труднее адаптируются к новым условиям; они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими; иногда что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен, его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы: эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни, при малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают, таких детей пугает все новое и дается им с большим трудом; в своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей.

Воспитатель  должен:

  •     Поощрять, подбадривать и помогать им.

  •     Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

  •     В разных ситуациях один и тот же ребенок может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Иногда спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях.

  •     Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого. В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

  •     Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие ребенка. Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь.

Некоторые дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза, а есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт. В этой ситуации воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Воспитателю понадобится более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх. Нервозность, слезы мешают ребенку правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя. В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к ребенку, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п.

Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровой деятельности с вновь поступившим ребенком из представленных выше типов адаптационного периода, то привыкание его не только задержится, но и осложнится.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Чтобы успешно прошла адаптация, воспитатель использует стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями. Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание –

 и картина психологии доверия будет достаточно полной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности адаптации ребенка к детскому саду. Игровая деятельность в период адаптации.

Трудности адаптации ребенка к детскому саду.Игровая деятельность в период адаптации.Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации ...

Самообразование воспитателя "Пути преодоления трудностей к адаптации у детей в ДОУ"

Самообразование воспитателя "Пути преодоления трудностей к адаптации у детей в ДОУ"...

Консультация для педагогов и родителей воспитанников «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»

На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:1.  Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему ...

"Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"

quot;Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"...

Сообщение из опыта работы. Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления.

1.Что такое адаптация?Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непрерывн...

Консультация для воспитателей:"Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ"

Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению-одна из самых острых в педагогике раннего возраста. ...