Речевые игры по дороге в детский сад
статья

Криворучкина Елена Анатольевна.

В данной статье представлены игры для активизации словарного запаса детей 5-7 лет. Данная статья предназначена для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры по дороге в детский сад.

(для детей 5-7 лет)

Криворучкина Елена Анатольевна,

учитель-логопед

Каждый родитель стремится, чтобы речь ребенка была правильной и красивой. В этом могут помочь игры для активизации словарного запаса детей 5-7 лет.

Весь лексикон ребенка состоит из пассивного и активного словаря. Пассивный словарь — это те слова, смысл которых ребенок понимает или еще не понял, но запомнил звуковой образ слова. Активный словарь — это те слова, которые ребенок произносит. Пассивный словарь всегда больше активного. Все слова сначала попадают в пассивный словарь, а затем уже переходят в активный. Игры, представленные в этой статье, помогают словам перейти из пассивного словаря в активный, делая речь ребенка яркой насыщенной интересной.

Игра: «Признаки предмета»

Одна из самых простых игр. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс между родителем и ребенком или между детьми. Выиграет тот, кто назовет как можно больше признаков этого предмета.

Правила игры.

Родитель называет какой-либо предмет. Задача ребенка — назвать как можно больше возможных признаков этого предмета, отвечая на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Пример.

Диван.  

Какой?

Красивый, мягкий, угловой, двуместный, большой, новый, высокий, детский, удобный и др.

Игра: «Синквейн»

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

первая строка — одно слово, существительное, отвечающее на вопросы «Кто?» «Что?», отражающее главную идею.

вторая строка — два слова, прилагательные, отвечающие на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», описывающие признаки первого слова;

третья строка — три слова, глаголы, отвечающие на вопрос «Что делать?», описывающие действия задуманного предмета;

четвертая строка — предложение из нескольких слов, относящее к задуманному слову.

пятая строка— слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»,

связанные с первым задуманным словом.

Для того, чтобы ребенку было легче выполнять данное задание, можно использовать картинки, по которым и будут составляться синквейны.

Примеры синквейна:

1.Дождь

Грибной, летний.

Льет, капает, стучит.

Я люблю гулять под дождем.

Лужи, тучи, вода.

2.Ветер

Сильный, холодный.

Срывает, дует, воет.

Ветер осенью холодный.

Осень, холод, сквозняки.

3. Радуга

Веселая, разноцветная.

Появляется, радует, играет.

На небе, после дождя, большая радуга.

Дождь, тепло, лето, детство.

Метод ассоциативных связей, или «Образ слов».

Одним из методов работы со словом, позволяющих оценить его красоту и неповторимость относится метод ассоциативных связей, который позволяет задуматься над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.

Правила игры.

Игра проводиться устно.

  1. Разобрать слово на звуки.

Пример:

 « ручка» - [р],[у],[ч],[к], [а] .

  1. На  каждый звук   подобрать слова. Все предложенные слова обсудить , и выбрать те из них, которые раскрывают понимание заданного слова.

Пример:

Ручка –  

[Р]- рисует, радует, работа;

           [У] – урок, узор, утро, украшение;

           [Ч] – чернила, чертеж, черный, чертить;

           [К] -картина, кот, каракули, контур;

           [А]- Африка, ананас, апельсин, Антон.

Следует обратить внимание на то, что детям после 6 лет нужно разделять звуки на твердые и мягки. В приведенном выше примере, звук [Р] твердый, следовательно и слова подбирать нужно на твердый звук.

  1. На третьем этапе из предложенных слов нужно составить предложение. Пример:

Ручка       Рисую     Утром Чернилами  Картину Африки.

Ручка       Ребенок Упорно Чертил Красивый Апельсин.

      Третий этап - это более сложный вариант игры, поэтому можно остановиться на первых двух этапах.

     

Игра: Аналогии Синектика.

Прямая аналогия, предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними.

Правила

Родитель предлагает   любое слово, отвечающее на вопрос «Кто?» или «Что?», обозначающее предмет.   Ребенок должен определить на что похож этот предмет, сравнивая его с другими предметами и дать объяснение этому.

Например: 

Солнце похоже на подсолнух, на  яичницу, на цыпленка, на  лампочку.

На подсолнух солнце похоже, потому что у цветка желтые лепестки.

На яичницу солнце похоже, потому что середина яичницы круглая и желтая.  

На светящуюся лампочку солнце похоже, потому что освещает все вокруг.

На цыпленка солнце похоже, потому что желтое и теплое.

Личная аналогия предлагает представить себя  предметом, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях. В этом случае ребенок должен взглянуть на ситуацию «глазами предмета».

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта.. Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?.. Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Игра: «Противоречия»

Правила:

1.Нужно придумать  какой-либо факт, процесс, явление

2. Определить, что хорошего в этом факте, процессе, явлении?

3. Определить, что плохого в этом факте, процессе, явлении?

Примеры:

На улице идет снег.

Это хорошо. Можно кататься на лыжах, санках,  играть в снежки, лепить снеговика, любоваться красотой зимней природы, оставлять на снегу разные следы.

Это плохо, потому что, это значит, что на улице мороз и очень холодно,  если снег мокрый,   могут промокнуть обувь или одежда, а на тротуарах  будет слякоть, взрослым надо очищать машины от снега.

Данные игры направлены не только на активизацию словарного запаса, а так же на развитие мышления, которое связано с речью, как единое целое. Играя, ребенок  анализирует, синтрезирует, сравнивает, т.о.  развивая мышление.  Пользуясь долговременной  памятью ребенок воспроизводит накопленные  знания, старая подобрать ответы на задания игр.

Помощь родителя в каждой игре должна быть направляющей, организующей и обучающей, т.е. родитель сначала показывает на своем примере, как играть в ту или иную игру. Затем вместе с ребенком играет.  И  после этого ребенок может переходить к самостоятельной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по дороге в детский сад

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли....

Речевые игры по дороге в детский сад

Консультация для родителей...

Речевые игры по дороге в детский сад.

Речевые игры рекомендуемые педагогом для родителей....

Речевые игры по дороге в детский сад

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в познавательную, развивающую и интересную игру как для Вас, так и для вашего ребенка....

Консультация для родителей "Речевые игры - по дороге в детский сад"

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Ва...

Презентация "Речевые игры по дороге в детский сад"

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Ва...

Речевые игры по дороге в детский сад

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Пре...