СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМЫ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.
статья (младшая группа)

СОВРЕМЕННЫЕ  МОДЕЛИ И  ФОРМЫ  ПАРТНЕРСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ДОУ  И  СЕМЬИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ  МОДЕЛИ И  ФОРМЫ  ПАРТНЕРСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ДОУ  И  СЕМЬИ.

Одним  из  основных принципов воспитания является принцип единых требований к ребенку в семье и детском саду.

В группе детей раннего возраста работа с родителями важна как нигде более. Дети приходят в ДОУ совсем не имея опыта каждодневного общения в коллективе со сверстниками и малый опыт общения со взрослыми.

Один ребенок спокойно идет в группу, заинтересованно общается с воспитателями, легко переносит адаптационный период, а другой будет долго плакать по утрам или в течение всего дня, не идти на контакт с детьми, отказываться от приема пищи, то есть будет переживать тяжелый адаптационный период. И в этом случае контакт воспитателей и родителей очень важен.

У молодых родителей имеющих одного ребенка, нередко не только нет знаний о воспитании, но и представления об их необходимости. Родители, не владеющие педагогическими знаниями, нередко следуют советам педагогически неграмотных людей и тем самым могут нанести ущерб воспитанию ребенка.

Педагог призван убедить родителей в важности воспитания, вооружить их знаниями педагогики раннего детства.

Часто у детей данного возраста присутствуют вредные привычки: сосание пальца, соски, жевание одежды. Известно, что желание все попробовать на зуб, является одним из способов познания окружающего мира у детей раннего возраста. Но иногда эта потребность перерастает во вредную привычку. Удивляет упорное нежелание родителей с этим бороться. Проводим беседы, объясняем, что ребенок давно спит в детском саду без соски, но родители с упорством достойным лучшего применения, вставляют соску ему в рот, как только открывают шкафчик. И это не смотря на беседы о вреде этой привычки, искривлении прикуса и т.д. в такой ситуации приходится подкреплять свои советы советами компетентных специалистов. Для этого у нас существует папка с подборками статей из различных источников на темы психологического и физического здоровья детей. Называется эта подборка «Мой малыш» (см. фото №5).

Первая и главная задача в группе раннего возраста – облегчить ребенку процесс привыкания к детскому саду, то есть адаптационный период. Как будет ребенок реагировать на смену обстановки неизвестно, но лучше подстраховаться заранее. Есть различные способы знакомства ребенка с коллективом и детским садом ,в общем. Иногда родители вместе с ребенком приходят на площадку во время прогулки группы. Если мама или папа рядом, привыкание проходит намного легче и спокойнее. Малыш знакомится с детьми и воспитателями. Привыкает к ним. По крайней мере ,в первый день посещения детского сада «эта тетенька» уже не будет незнакомой и страшной. Да и воспитатель с мамой не потратят это время впустую. Мама наверняка поделится с воспитателем всем самым важным из жизни малыша: режимом дня, привычками и т.д. А воспитатель в свою очередь расскажет маме о том, как будет проходить день ребенка в ДОУ, как пережить адаптационный период малышу и маме, сколько приносить сменной одежды. Да мало ли вопросов у родителей!

А еще можно забрать домой фотоальбом с фотографиями воспитателей, группы, детей, игрушек. Этот альбом можно рассмотреть дома с бабушкой, папой. Пусть они тоже узнают, куда будет ходить их ребенок. А малыш будет потихонечку запоминать как выглядит новое место, которое отныне будет его вторым домом .

И вот наступает день 1 сентября, когда группа наполняется новыми детьми. Что тут творится! Даже, если и не хотелось кому то плакать, поневоле заплачешь. Мамы растеряны, да и воспитателям тяжеловато. Многие мамы еще находятся в декретном отпуске, поэтому имеют возможность забрать ребенка пораньше. Все приходят в разное время, и воспитатель имеет возможность подробно рассказать каждой маме как прошел день ее малыша. Масса вопросов: как ел? С кем играл? как долго плакал? садился ли на горшок? И на все вопросы воспитатель должен подробно ответить.

Для более плотного знакомства с семьей, с привычным образом жизни малыша, можно использовать различные анкеты. Я, за долгие годы работы в детском саду, составила следующую анкету (см. фото 3), которая меня вполне устраивает. Ранее она состояла из большего количества вопросов, но время показало, что они не всегда актуальны.

Анкета хорошо, но она никогда не заменит простого человеческого общения. Пришло время первого родительского собрания. Ребенок в первый раз пошел в детский сад, ну как тут обойтись без коллективного общения с родителями, услышать их просьбы и пожелания? И в свою очередь рассказать родителям о жизни детей в группе и основных задачах воспитания и обучения в детском саду.

Заканчивается период адаптации. Дети становятся спокойнее, охотно общаются со сверстниками и со взрослыми, хорошо кушают, с радостью принимают участие в играх. А воспитатель имеет возможность понаблюдать за поведением детей во время самостоятельных игр. Один ребенок сидит в уголочке и совсем не хочет общаться, другой наоборот – показывает очень активную жизненную позицию: отбирает у детей игрушки, проявляет агрессию по отношению к окружающим. Кто-то отказывается усваивать культурно-гигиенические навыки, кто-то не проявляет заинтересованности во время образовательной деятельности, и вот тут непосредственное общение с родителями  с целью выработки единых педагогических требований к ребенку, становится насущной необходимостью. То, что эти требования в коллективе и семье должны быть едины, известно давно. Не дадут результата нескорректированные требования. Если дома ребенок кусается, а маму это смешит, то никогда воспитатель не сможет объяснить ребенку, что это плохо. Воспитание в семье стоит на первом месте. Поведение родителей является решающим в воспитании ребенка. Как говорил А. С. Макаренко «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

И, если поведенческие реакции ребенка оставляют желать лучшего, вот тут и необходима выработка совместных действий воспитателя и родителей.

Бывает непросто достучаться и до взрослых. Педагогу важно знать не только то, какие знания следует давать родителям, но и как их давать, какими должны быть сообщения педагога на родительских собраниях, как строить беседу с родителями, в какой форме задавать вопросы, как вызвать интерес к обсуждаемым проблемам. Подход к каждой семье должен быть дифференцированным т.к. каждая семья – это свой отдельный мир.

Важно на первом родительском собрании донести до родителей сложность адаптационного периода для ребенка. Эмоциональное напряжение, стресс могут дать различные отклонения в поведении Родители должны быть морально готовы к таким ситуациям и должны приложить как можно больше усилий для того  чтобы максимально облегчить ребенку период адаптации. Задача воспитателя объяснить родителям, что от них в этот период требуется максимум внимания к ребенку, понимание того, что срывы в поведении являются не просто капризами, а закономерной особенностью поведения.

Малыши тяжело переносят даже временную разлуку с родителями, домом, привычным укладом жизни и испытывают много трудностей. Для более плотного ознакомления родителей с этим периодом в жизни ребенка мы используем наглядную агитацию в виде папки, в которой собраны статьи, советы и рекомендации специалистов по решению проблем в этот период (см. фото №1;4). Весь наглядный материал, который предлагается родителям, мы разрешаем забирать домой, чтобы родители могли в спокойной обстановке ознакомиться с материалами. Когда родители возвращают папки, мы стараемся всегда поинтересоваться их мнением, спрашиваем, узнали ли они что то новое для себя, какие темы еще их волнуют.

Каждой мамочке интересно увидеть своими глазами как проходит день ее малыша. Для того чтобы удовлетворить их любопытство, нами создана группа в социальных сетях, куда мы выкладываем фото и видео отчеты о том как проходят наши занятия, прогулки, самостоятельные игры детей, режимные моменты. В группе мамочки решают насущные вопросы, родительский комитет обсуждает с родителями интересующие их вопросы. Туда же мы выкладываем интересные статьи о воспитании детей. В перспективе мы планируем проведение вебинаров с родителями по интересующим их вопросам.

Для того чтобы родители имели представление о том, чем занимаются их дети в течение дня, чтобы они могли дома повторить пройденное на занятиях, проводятся открытые мероприятия, мастер – классы для родителей. Перед Новым годом мы проводили с родителями мастер-класс по изготовлению елочных украшений из подручного материала ( см. конспект занятия).

Для закрепления навыков самообслуживания, проводится открытое занятие «Одень куклу на прогулку» (см. конспект занятия). Для того чтобы родители могли повторить дома с детьми алгоритм действий при одевании на прогулку.

Очень любят дети нетрадиционные техники ИЗО. В возрасте 3х лет дети с удовольствием осваивают технику рисования коктейльными трубочками, рисование пластиковыми карточками, пальчиками по крупе, рассыпанной в подносе, рисование снега из особого состава (клей ПВА и крем для бритья), от чего рисунок получается выпуклым и объемным.

Мы обязательно знакомим родителей с этими техниками для того, чтобы они дома дублировали работу воспитателей и чтобы знали, чем занять детей кроме планшета и телевизора.

На 3х летний возраст приходится первый возрастной кризис. Многие родители не понимают, что стало с их малышом, от чего он стал упрямиться, сопротивляться маминым просьбам, капризничать. Они обращаются за советом к воспитателям. Кроме беседы с глазу на глаз мы опять же предлагаем сборник советов и статей на эту тему (см. фото №2).

Возросшая детская самостоятельность требует от родителей пересмотра сложившихся отношений с ребенком. Если взрослые понимают, что ребенок стал старше и признают за ним право на самостоятельность, умеют направить его деятельность в полезное русло, хвалят малыша, помогают в сложных ситуациях, проявляют терпение, уважение к просьбам ребенка, то оснований для капризов часто не оказывается и малыш перешагнет этот рубеж без каких либо серьезных отклонений в поведении.

Таким образом, своеобразие развития детей раннего возраста должно найти отражение в повседневном общении воспитателей и родителей, в тематике бесед и консультаций. Это своеобразие требует частых контактов.

Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Список используемой литературы:

  1. А.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» 2004.
  2. Т.А. Маркова «Детский сад и семья» 1986.
  3. А.И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» 1986.
  4. Л. В. ЗАГИК «Воспитатели и родители» 1985.
  5. С. Н. Теплюк ; Т. М. Лямина «Дети раннего возраста в детском саду». 2007.