Консультация для родителей в рамках самообразования" Развитие памяти у младших школьников"
консультация (младшая группа)

ИСАЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_u_mladshih_doshkolnikov.docx158.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4»

Консультация для родителей

в рамках самообразования

Развитие памяти

 у младших школьников

https://te.20minut.ua/img/cache/photogallery_full/photogallery/0007/62/981c71e1615fe85ef47fdd6521b296629ecf9800.jpeg?hash=2017-08-29-09-39-47

Исаева Е.С.,

воспитатель

Память ребенка – это уникальный дар природы. Детская память отличается способностью запоминать огромнейшие объемы информации и является наиболее долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства, что особенно заметно в пожилом возрасте.  

Виды памяти многочисленны. Принято различать оперативную, механическую и логическую, кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную виды памяти. Виды памяти классифицируют по типу информации, которую запоминают: зрительная, слуховая, двигательная память, память на цифры, слова, лица.  

Что касается принципов развития детской памяти, то он един для любого из видов памяти и в любом возрасте. Информация, которую необходимо запомнить должна быть образной и яркой, она должна нас поразить, потрясти, удивить чем-то. Запечатлеваются в памяти самые яркие жизненные моменты, поэтому чтобы запомнить информационный объем, его нужно раскрасить, разложить на слуховые, зрительные и осязательные образы. Кроме того, запоминаемая информация должна быть понятна и интересна ребенку.  

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память?  

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения. - Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

         Для того, чтобы развивать память ребенка, выберите подходящий момент, когда он  находится в хорошем расположении духа, а у вас есть хотя бы 10 минут, в течение которых вы сможете ни на что не отвлекаться.  

Называете ребенку сначала знакомые слова, к примеру: доктор, улыбка, яблоко, а он пусть перечисляет вам ассоциации, возникающие в его воображении на эти слова. Описание ассоциаций следует делать по схеме: цвет, форма, какие они на запах, вкус и на ощупь. Запишите прилагательные, а потом перечислите их. Нужно, чтобы ребенок вспомнил, какое слово соответствовало данной группе ассоциативных прилагательных. Такое занятие позволит развить навыки быстрого запоминания и быстрого вызова - «воскрешения» из памяти нужной информации. Затем усложните задание, и используйте для визуализации образов слова незнакомые ребенку.  

Следующее игровое упражнение для развития памяти ребенка на визуализацию слов, незнакомых для него. Пусть ребенок либо рисует, либо словесно описывает образ, возникающий в его сознании на какое-то новое слово. «Как выглядит абракадабра, субмодальность, электрификация? Какого цвета эти слова, как они пахнут, каковы на ощупь?». Можно использовать в игре самые различные термины и понятия, иностранные слова. Ребенку совершенно не обязательно разъяснять их истинный смысл или связывать с ним возникающие образы.  

Следующая игра достаточно известная и распространенная. Вы выкладываете карточки - картинки, а ребенок пытается их запомнить, затем карточки переворачивают, а малыш должен их назвать. Со временем задание усложняется, картинок становится больше с каждым разом, а времени на запоминание – все меньше и меньше.  

Следующая игра предполагает использование двух рядов карточек, никак между собой не связанных. Ребенок выкладывает свою картинку, к примеру «мяч», а вы – свою, например «шкаф», ребенок должен быстро и крепко связать два данных слова, чтобы затем, глядя на мяч, назвать вашу картинку, то есть шкаф. Впоследствии, вам нужно не выкладывать карточки, а только называть слова, чтобы задействовать не только визуальную, но и слуховую виды памяти ребенка. Со временем увеличивайте перечень слов, и уменьшайте время на запоминание и дачу ответов.  

«Игра на ассоциации». Вам нужно называть слова, на которые ребенок сможет назвать, связанные между собой ассоциации. К примеру, вы говорите «луна», а малыш перечисляет собственные ассоциации к этому слову: луна – космос – космонавты - звездолет – планеты - инопланетяне…. Затем называется самое последнего слово данной ассоциативной цепочки и малыш должен воспроизвести слова-звенья в обратном порядке, от последнего к первому слову. Сделать это несложно, если ассоциации будут взаимосвязаны или даже сложены в рассказ: инопланетяне живут на другой планете, на которую прилетели на звездолете космонавты, по космосу, в котором находится луна.  Игра «Что это?» на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Ребенок должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игра «Найди пару». Для того, чтобы сыграть в эту игру, вы должны изготовить около 10 пар карточек с картинками произвольной тематики. Тематика изображений может определяться тем, что именно вы хотите повторить или изучить. Перед тем, как начать, разложите карточки на столе рубашками вверх. По очереди начинайте открывать произвольные пары карт. Если картинки совпали - открывший карточки игрок забирает их себе. Если картинки отличаются - карточки возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кому удалось открыть больше карточек. Вначале ребенок будет просто угадывать, что изображено на скрытых от него рисунках. Позже, когда ребенок сам поймет, каким образом можно выиграть, он будет стараться запомнить расположение ранее открывавшихся картинок.

Игра «Что пропало?» может иметь множество вариантов, однако самый простой - расположить на столе какие-нибудь предметы, после того, как ребенок на них посмотрит - предложить ему отвернуться и убрать одну из вещей. Ребенок должен самостоятельно определить, что же именно исчезло из того, что стояло на столе ранее.                                                                                    

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на развитие памяти с помощью конструкторов типа LEGO"

В консультации представлены игры на развитие памяти с помощью конструкторов типа LEGO...

СТАТЬЯ Консультация для родителей по вопросам тренировки памяти детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей по вопросам тренировки памяти детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Значение музыки для укрепления здоровья будущего школьника в семье."

Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества и конечно родителей....

Презентация к семинару для родителей "Использование фольклора в развитии речи младших школьников"

Материал подготовлен для родителей детей младших и средних групп общеобразовательного детского сада....