Статья :«Первые сюжетные игры детей и руководство ими»
статья (младшая группа)

Николенко Ольга Николаевна

. Игра помогает ребенку войти в загадочный мир взрослых, овладеть навыками общения и сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pervye_syuzhetnye_igry_detey_irukovodstvo_imi.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 6 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Первые сюжетные игры детей и руководство ими»

   

           

Составила воспитатель:

Николенко О.Н.

                                                                                               

Санкт - Петербург

2021г.

   Неосуществимые для малыша

в данный момент желания могут

быть реализованы в игре .

Л.С. Выгоцкий

     Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира. В определенный момент у него начинает появляться интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — это тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ обработать полученные детские впечатления.
    Игра составляет основное содержание жизни детей и является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре ребенок впервые получает возможность проявить свою самостоятельность. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Игра помогает ребенку войти в загадочный мир взрослых, овладеть навыками общения и сотрудничества.

    ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.
   
Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре.

Первый принцип организации сюжетной игры.

    Для того чтобы дети успешно овладели игровыми умениями, нужно играть вместе с детьми. При этом очень важно поведение самого взрослого  во время игры, от этого зависит, насколько успешно ребенок в нее втянется.      Дошкольнику будет действительно интересно играть, если он будет чувствовать во взрослом не старшего наставника, который давит на него, подавляет своим опытом, а партнера по игре, с которым интересно просто что-то придумывать.

    Второй принцип организации сюжетной игры — на протяжении всего дошкольного возраста нужно с ребенком играть, но строить игру нужно так, чтобы постепенно ребенок усваивал более сложные правила и линии поведения.

     Третий принцип — начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику .    

       Роль педагога или родителя должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей. Часто можно заметить, что многие дети не просто не умеют играть друг с другом. Им сложно договариваться, доказывать свое мнение без обид, слез, драк. В совместной игре возникают ситуации, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей — лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Нередко может возникнуть конфликтная ситуация, если ребенок просто не хочет играть ту или иную роль. У младших дошкольников обычно получает роль тот, кто первый схватил необходимый для нее атрибут. Но тогда могут сложиться ситуации, когда на машине едут два водителя или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с обсуждения, дети уже могут договориться и распланировать, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.
       Довольно близки к сюжетно-ролевым играм игры-драматизации. Отличие их состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие — кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру.        

       Сюжетно -ролевая игра — это прекрасный путь для получения навыков поведения в обществе. Это подсознательный процесс, ребенок примеряет на себя различные социальные роли, учится общаться с людьми, получает тот самый жизненно необходимый опыт, который способствует успешной социализации. Игра даже может стать отправным пунктом для выбора жизненного пути, профессии непосредственно. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать логическое мышление, память, координацию движений, мелкую моторику. И, самое главное, получая во время игры всестороннее развитие, ребенок готовится к успешной деятельности в реальной жизни.

Первые сюжетные игры для малышей.

     Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую» куклу на машине, вместе они радуются удачной «посадке» самолета, приходу «гостей» и так далее. Игра всегда связано с развитием и воспитанием чужих детей. Эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребёнка в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из его реальной жизни. Ребёнок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни.

          В ней присутствует многие предметы, окружающие ребенка. Играя с ними он изучает их свойства. Малыш хочет действовать как взрослый, но его возможности и условия таковы, что он не может это осуществить. Например, ребёнку интересно и очень хочется управлять настоящим автомобилем, ехать верхом на лошади, стирать бельё, забивать гвозди и так далее, но это ему не под силу, опасно, запрещается взрослыми. Но он может достичь желаемого воображаемой ситуации. Без этого «вызревания нереализуемых немедленно потребностей» не может быть игры (Л.С. Выгоцкий).

       Игровая воображаемая ситуация вырабатывается у детей к трём годам. Но умение их действовать в условном воображаемом плане постепенно формируется взрослыми. Такая работа ведется с детьми уже раннего возраста. Этому способствует своевременное развитие первых сюжетных игр малышей, содержанием которых являются действия с предметами-игрушками: дети переводят на машине кукол, зверюшек, кормят, укладывают спать и др. Подобные игры не могут возникнуть без специальных игрушек, передающих в обобщенной, художественной форме образы людей, животных, предметы игрового обихода и др. Поскольку они используются в основном сюжетных играх и имеют художественный образ, их, по современной классификации игрушек, обозначают как сюжетно-образные. Уже первые сюжетные игры малышей, в отличие от практических предметных действий, направленных на получение конкретных результатов, несут элементы условности.

         Сравним поведение детей в практической, предметной деятельности и в сюжетной игре. Ребёнок, действуя с предметами обихода, с дидактическими игрушками типа пирамидок, вкладышей и др., учиться добиваться конкретного наглядного результата: он радуется если собрал пирамидку переместился стул на нужное место и достала игрушку, надел сам туфли. Другая ситуация: полуторагодовалый ребёнок «кормит» куклу, подносит ко рту ложку сам улыбается, издает звуки, которые обычно в жизни обозначают вкусную пищу; затем предлагает кукле «лимон» морщится, глотает слюну; укладывает игрушечного зайца на кровать ложится рядом закрывает глаза и так далее. Действие ребёнка с сюжетно-образными игрушками тоже реальны, а результат мнимый, основанный на реальном опыте ребенка.

В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.

      С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребёнок получает возможность отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он может передавать в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома и так далее. Действие с помощью игрушек уже направлено не на получение результата, а на выполнение понятное по прошлому опыту условной цели. Результат действия не реальное, а воображаемый, действия приобретают игровой характер.

      Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению среды и активному общению. Игровые проблемные ситуации ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых знаний.

       Своевременные изменения игровой среды, подбор игрушек и игрового материала разного по тематике и образному решению, помогают ребёнку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают к самостоятельной игре.

     Разнообразная предметно-игровая среда позволяет подвести детей к следующему более сложному этапу игры.

     Основой детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Первые сюжетные игры малышей"

Игра является основным видом деятельности ребенка - дошкольника. В игре он развиваетсфя, обучается и воспитывается....

" Первые сюжетные игры и руководство ими"

План по самообразованию на год...

Консультация для родителей "Первые сюжетные игры малышей"

         В этой консультации я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интерес...

Первые сюжетные игры для детей и руководство ими

Ключевые словаСюжетно –ролевая играИгровые действияМоделирование игрыСюжеты по представлению...