Консультация для родителей
консультация

Алтынбаева Инара Романовна

математика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика  возникла  в  глубокой  древности  из практических  потребностей  людей.  Математика,  как  и другие  науки,  непрерывно  развивается,  обогащается новыми  теориями,  перестраивается  в  ответ  на  новые запросы жизни.

В  современном  мире  развитие  науки  и  техники,  всеобщая компьютеризация  определяет  возрастающую  роль  математической подготовки  подрастающего  поколения.  

Вхождение  в  мир  математики начинается  с  самого  раннего  детства.  Ранний  возраст –важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у  ребенка  закладываются  основы  интеллекта  и  мышления,  высокой умственной  активности  во  взрослом  состоянии.  Математика  должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных  понятий, как  количество,  величина,  форма,  пространственные отношения.  Отсюда  очевидно,  что  обучение  в  процессе  образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно  быть  направлено  на  формирование  у  детей  раннего  возраста основных  математических  представлений  и  развитие  математического мышления –сравнением,  анализа,  рассуждением,  обобщением, умозаключением.

У  детей  раннего  возраста  важно сформировать  первоначальные  представления  о количественных  и  качественных  различиях предметов ближайшего окружения. В этот период важно учить  детей  разнообразно  действовать  с предметами:  собирать  однородные  предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы,  отбирать игрушки  одинакового  цвета,  величины,  формы, передвигать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного  развития  ребенка  связан  с  развитием  его  ощущений, восприятий,  представлений.  Поэтому  формирование  математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.

Сенсорное  развитие  ребёнка - это  развитие  его восприятия  формирование  представлений  о  внешних свойствах  предметов:  их  форме,  цвете,  величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение  сенсорного  развития  в  раннем  детстве  трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорного развития составляет  фундамент  общего  умственного  развития  ребенка  и  имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся специальные игровые занятия по развитию математических представлений. Условия,  способствующие  развитию математических  представлений,  создается в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе, и во время прогулок на участке детского сада. Прогулки дают богатый материал для развития математических представлений. Подобные игры с математическим содержанием проводятся индивидуально и с небольшими подгруппами детей: 2 группа раннего возраста –5 человек, 1 младшая группа –6 человек. При организации   игр   учитываются   доступность   и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, используются различные сюрпризные моменты.

На первых играх дети учатся  выделять какой -то  один  сенсорный  эталон.  Успешности  обучающих воздействий  способствуют  резкие  контрасты  формы (шар -куб), цвета (красный -желтый), величины (большой -маленький).

Для игр подбираются знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. В работе с детьми  используются  принципы  личностно-ориентированного  подхода, подбираются содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка.

В  начале  обучения  предоставляется  каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Положительно оценивается каждый   удавшийся   шаг   ребенка,   попытку

самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем   самым   содействуется   развитию   его самостоятельности и активности.

Демонстрируются дошкольника успехи всех детей в группе и успех каждого ребенка в отдельности, в особенности  детей  с  низким  уровнем  активности  и самостоятельности.

Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на начальном этапе  привлекается  внимание  к  группам  однородных  игрушек,  побуждается рассмотреть их, уточняется название. Например, рассматривая мячи, задаются вопросы: «Что это?». После этого переходим к понятию количества, сказав: «Как много у нас мячей!». В следующий раз привлекаем детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Важно, чтобы группы предметов  создавались  из  однородных  игрушек  одинаковых  по  всем признакам: цвета, формы, величины и материала. По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставим следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много –один, много –мало.

С целью закреплений понятий «один, много, мало»,  используем  народные  игрушки  (матрешки,  неваляшки, деревянные ложки,  башенки),  пальчиковые  игры,  подвижные  игры,  рассматривание картин  и  иллюстраций.  Обращаем  внимание,  чтобы  дети  не  только показывали предметы, но и называли их.

Для освоения у детей начальных представлений о величине и форме предметов  окружающего  мира,  обращаем  внимание  на размер  предметов.

Например, показываем большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, говорим:«Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку,  передаем  ему  маленькую  матрешку  и  комментируем:  «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем попросить  ребенка  показать,  где  большая  или  маленькая  матрешка.  Для знакомства с формой предметов используем игрушки, имеющие  ярко  выраженную  форму  сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учим их сравнивать.  Показываем,  что шарик катится с горки, а кубикнет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладываем шарик на шарик, а из кубиков можно. Просим ребенка самому  попытаться  построить  башню  вначале  из  шариков,  а  потом  из кубиков.  

На  всех  этапах  обучения  действиям  по  обследованию  формы используем прием обведения контура предмета пальцем ребенка.

Наиболее   подходящей   формой   обучения   первоначальным математическим  представлениям  является  дидактическая  игра.  Главная

особенность,  дидактической  игры,  состоит  в  том,  что  задания  даются  в игровой  форме.  Ребенок  играя,  не  подозревает,  что  осваивает  знания, овладевает  навыками  действий  с  определенными  предметами.  Ребенок, играя,  сразу  видит  результат  своей  деятельности,  достижение  результата вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине и форме  предметов  с  детьми  проводятся  разнообразные  манипулятивные действия  с  предметами:  собирание  шариков  и  кубиков,  разбирание  и собирание игрушек-вкладышей –матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков,  составление  разрезных  картинок  из  двух  частей,  собирание геометрической  и  магнитной  мозаики.  Такие  дидактические  игры  также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

Элементарные  знания  о  величине,  форме,  количестве  уточняются, закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время сборов на прогулку  можно  спросить,  все  ли  пуговицы  застегнуты,  сколько  петель, сколько пуговиц, какой они формы.

Развитие ориентировок в пространстве является важным условием общего развития ребенка,  поэтому  в  раннем  возрасте,  у ребенка  необходимо  накапливать  опыт восприятия  ближайшего  пространственного окружения. Развиваем у детей ориентировку в частях собственного тела, учим показывать на себе где голова, руки, спина и т.д. Сообщаем, что глазами мы смотрим, ушами –слушаем  и  т.д.  

В  старшем  возрасте  знание  пространственного расположения частей тела будет служить ребенку образной моделью системы координат трех основных парных пространственных направлений: вверху -внизу, впереди -сзади, справа -слева. Также обращаем внимание детей на то, что их окружает в детском саду, на участке детского сада. Знакомим детей, где  находится  спальная  комната  (здесь  дети  спят, отдыхают),  игровая (здесь  играем  и  занимаемся), туалетная  (умываемся)  комнаты,  приемная  (здесь раздеваемся  и  одеваемся  на  прогулку).

 Развитию пространственных ориентировок способствуют игры с имитацией различных направлений движения объектов в пространстве. Например, просим показать, где сидит птичка, куда побежала собачка и т.д.

Организация  игровых  упражнений  на  различение  количества, величины,  формы предметов  и  развитие  пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

В  работе  с  родителями,   предлагаются  следующие  рекомендации  по формированию  элементарных  математических  представлений  у  детей раннего возраста:

1. Создавать условие для полноценного развития ребенка. Это своевременное и последовательное развитие сенсорных эталонов, органов чувств, первых элементарных  действий.  Общение  с  ребенком  строится  через  предметы, совместные  игры  с  ними.  Знакомя  детей  с  предметами,  четко  называть основные признаки предметов;

2.Привлекать внимание к количеству предметов в окружающем мире;

3.Расширять  круг  предметов,  осваиваемых  ребенком.  Это  специальные игрушки, дидактический материал, предметы быта. Не ограничивайте, не прячьте от него все подряд, не отталкивайте: «Не мешай», а предоставляйте ребенку и дайте возможность действовать с ними;

4.  В  процессе  целенаправленного  обучения,  учитывать  опыт  ребенка. Позволяйте ребенку самому учиться и помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо;

5. Предоставлять ребенку возможность выбора предметов, способ действия, его длительности;

6.  Использовать  произведение  устного  народного  творчества:  потешки, стихотворения, сказки, считалки.

Предлагается  родителям  игры  и  занятия,  в  процессе  которых  будет развиваться  восприятие,  память,  мышления  и  ручные  умения  ребенка.

Информацию по развитию элементарных математических представлений у детей раннего возраста можно поместить в папки «Развивающие игры», «Сенсорное воспитание».

Проводятся для родителей консультации по формированию элементарных математических  представлений  детей  раннего  возраста,  рекомендуется соответствующая  методическая  литература  и  статьи  из  педагогических журналов.

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...