«Как развивать память у детей дома».
консультация (старшая группа)

Щепеткова Ольга Викторовна

Консультация для родителей по теме "Как развивать память у детей в повседневной жизни". Даны приемы, которые просты и доступны для всех родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

   «Как развивать память у детей дома».

Хорошим упражнением  для  развития  памяти  является заучивание  стихотворных  текстов. Но и здесь  нужна  мера. Родители должны знать о том, что хотя ребенок  дошкольного возраста легко и быстро запоминает  наизусть длинные, часто даже  непонятные  ему  стихи и целые страницы текста, злоупотреблять этим не надо, чтобы не допускать  переутомления  нервной системы ребенка.

            Помочь выбрать  стихи для заучивания  дома  может  воспитатель. При этом, нужно учитывать прежде всего содержание. Дошкольникам обязательно  надо  давать российских  писателей, в которых  отражается  окружающий мир, жизнь наших  людей, например В.В.Маяковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто и др.  Хороши  также произведения  народного творчества. Они  напевны, ритмичны;  часто забавные  сюжеты  привлекают  внимание  ребят и легко  запоминаются ими.

В    процессе  заучивания  стихотворений помимо  памяти, обогащается  язык  ребенка, его чувства, художественный вкус. Для детей 5 – 7 лет  не  только увеличивается объём  стихотворения, но и значительно  повышаются  требования к  манере исполнения. Детей учат декламировать  выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения, интонации, соответствующие характеру произведения, настроению героев.

Например: стихотворение «Путаница» К. Чуковского  читается  весело, живо. По ходу повествования в соответствии с текстом  стихотворение нужно  помочь ребенку  имитировать  голоса животных. Заучивание и чтение стихов в семье должно приносить детям радость, не быть принудительным занятием. Любовь к слушанию и заучиванию стихов у ребят чаще  всего идет от родителей, которые сами  любят читать стихи.

                  Литература, является источником знаний, вводит ребенка в широкий круг событий окружающей жизни, поэтому отбор произведений для детей надо делать с учетом условий, в которых живет ребенок. Например, городским ребятам  необходимо  дать представление о жизни  тружеников села, детям, живущим в сельской местности – о жизни в городе.

            Специально рекомендованные  воспитателями  для чтения  дома  произведения художественной  литературы, картины, кинофильмы, рассказы взрослых  помогают  этому.

ПРИЕМЫ ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ.

  1. Если  ребенок  затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и  цветные  карандаши. Предложите к каждому  слову  сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.        То   же самое  можно  попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок  сам  выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы  это помогло  потом ему вспомнить прочитанное. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
  2. Прочитайте  ребенку  небольшой рассказ, затем попросите  его  кратко  пересказать содержание прочитанного. Если  ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз,  попросите его обращать при этом внимание на  отдельные специфические детали.

Задайте  ему вопрос: «О  чем  этот  рассказ?». Попытайтесь  связать  прочитанное  с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой – то  аналогичной   историей, сравните эти истории (в чём их сходство и различие).  Отвечая на ваши вопросы, ребенок  мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи. Проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление  ребенка. А затем снова попросите ребенка сделать  пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

  1. Известны различные мнемонические техники, облегчающее  запоминание. Например: цвета цветового спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – легко запоминаются с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - первые буквы слов напоминают названия цветов спектра. При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие – либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре.
  2. Из 10 слов ребенка может запомнить 5 – 6. Попробуйте применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшаются.
  3. Например:  называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог,  звон, игла,  огонь.    

Теперь попытайтесь  организовать этот ряд слов в  одну смысловую       систему, которая запоминается легче:

«Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон – он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня».

Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком.

В естественном  стремлении развивать память ребенка иметь ввиду: независимо от того, хорошая или плохая у него  память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется  использовать на практике и, следовательно,   они  будут быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать память у детей 3-4 лет

Как развивать память у детей 3-4 лет в игровой форме....

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»...

Развиваем память у детей

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно?От чего зависят сп...

Консультация для родителей «Как можно развивать память у детей»

Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят с...

«Как развивать память у детей»

laquo;Как развивать  память у детей»...