Консультация "В какие игры поиграть с ребенком на развитие памяти и речи"
консультация

Мыслю - значит существую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В какие игры поиграть с ребенком на развитие памяти и речи?

Текст: Анна Демина

Мыслю — значит существую

Помимо положительных эмоций и интереса, важную роль в процессе запоминания играет мыслительная деятельность, без опоры на которую никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка.

Именно поэтому так важно для развития памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память, которая предполагает мыслительную деятельность до начала процесса запоминания.

Навыки смыслового запоминания очень важны для ребенка. Они позволяют ему не механически, а аналитически запоминать материал. Таким детям легче учиться не только в первом классе, но и в средней и старшей школе. Смысловая память — это инструмент активно мыслящего человека.

Развитием памяти можно начинать заниматься с раннего возраста в игровой форме и занимательной манере.

Игры для развития памяти и речи

🌈Посмотри — запомни — назови

Ход игры: ребенку показывают один раз на 10 секунд картинку, на которой изображены разные предметы: чайник, ложка, кувшин, чашка, банка и т. п. После этого изображение убирают и просят малыша назвать то, что он запомнил.

Опираясь только на зрительную память, дети запоминают обычно 3–5 предметов. Повторные показы могут увеличить количество предметов, которые удалось запомнить, на 1–2, но и одновременно вызвать при этом чувство усталости, тревоги, нежелания запоминать.

Для того чтобы ребенок не терял интереса к игре, используйте приемы смыслового запоминания. Сначала предложите малышу вместе с вами составить маленький рассказ по картинке об увиденных предметах. Начните сами: «Мишка пришел к Зайке в гости и принес баночку варенья». Попросите ребенка придумать продолжение. Например: «Зайка налил молока в чашку, взял ложку, а Мишке предложил чаю из чайника».

Если вам удалось составить совместно с ребенком рассказ или просто описать изображенные предметы, да еще и с эмоциональной окраской, то продуктивность запоминания увеличится до 8 предметов (для детей 3–4 лет) и до 10 предметов (для пятилетних детей).

Возможно применение логического приема запоминания — по признакам, по выделению отличительных черт и свойств предметов. Например, ложка предназначена для еды, книга — для чтения и т. д.

Обычно процессы запоминания с использованием различных приемов нравятся детям, так как они носят занимательный, увлекательный характер.

🌈Я положил в мешок... 

В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок.
Ход игры: взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут...». Порядок тот же.

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

🌈Фотоаппарат

Ход игры: предложите ребенку стать фотографом и «сфотографировать» предметы. Затем закрыть глаза и перечислить всё, что удалось запомнить.

Таким образом можно развивать не только память, но и внимание.

Важно: ребенок лучше запоминает то, что ему интересно. Выбирайте для игры картинки, слова, темы, которые заинтересуют ребенка.

🌈Каскад слов и цифр

Ход игры: попросите повторить за вами слова. Пусть сначала ребенок объяснит значения слов. Если ваш малыш справился с 2–3 рядами, двигайтесь дальше.

1. Огонь.

2. Дом, молоко.

3. Конь, гриб, игла.

4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.

5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.

В эту игру можно играть и с цифрами:

1) 6;

2) 2, 8;

3) 3, 7, 1;

4) 6, 3, 9, 1;

5) 8, 1, 4, 9, 6.

🌈Прогулка в картинках

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.
На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

🌈Опиши игрушку!

Цель: развить непроизвольную образную память, речь.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.
Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

🌈Придумай слова

Цель: способствовать развитию воображения и речи, расширять словарный запас ребенка.

Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита. Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.

Другие полезные приемы

Если ребенок затрудняется повторить слова, фразы, стишок, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок (как сможет). Это поможет малышу вспомнить прочитанное или сказанное взрослым.

Прочитайте небольшой рассказ и попросите ребенка его пересказать. Если малыш не смог, прочтите текст еще раз и задайте вопросы по содержанию. В этом случае ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность — значит запоминает. Попросите его снова пересказать услышанное, и вы убедитесь в том, насколько рассказ ребенка стал точным.

В стремлении развивать память ребенка имейте в виду: независимо от успехов малыша в запоминании, перегружать его память вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных ребенку вещей. С хорошей памятью малыш может запомнить и таблицу Менделеева, только это окажется пустым знанием, которое будет вызывать у него лишь беспокойство и напряжение.

Ежедневное выучивание маленьких стишков, потешек, чтение книг, сказок, просмотр мультфильмов, наблюдения за природой, обсуждение прошедшего дня принесут гораздо больше пользы как развитию памяти и речи ребенка, так и установлению тесной эмоциональной связи с ним. А это и есть самое важное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В какие игры поиграть с ребенком дома?

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка - игровая. Это зна­чит, что наилучший способ познать мир в этот период - через игру....

В какие игры поиграть с ребенком дома

Картотека сюжетно-ролевых игр...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти и речи»

Игры и упражнения для развития памяти и речиПредставленные игры и упражнения рекомендованы для работы с детьми 5-7 лет.Оптимальный режим проведения работы – два раза в неделю, по 25 ...

Консультация для родителей : .Консультация для родителей «В какие игры поиграть с ребенком 4–5 лет дома для развития внимания, воображения и памяти»

Консультация для родителей «В какие игры поиграть с ребенком 4–5 лет дома для развития внимания, воображения и памяти»Игра - один из тех видов детской деятельности, который используе...

Консультация для родителей «В какие игры поиграть с ребенком 4–5 лет дома для развития внимания, воображения и памяти»

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения....

Консультация для родителей «Поиграйте с ребенком дома. Дидактические игры по развитию речи»

Консультация для родителей «Поиграйте с ребенком дома. Дидактические игры по развитию речи»«Закончи предложение»(употребление сложноподчинённых предложений)-Мама положила хлеб....

В какие игры поиграть с ребенком летом?

В статье описаны игры с песком, которые не только увлекут малыша, но и дадут ему возможность лучше узнать окружающий его мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального строительног...