Консультация для родителей "Вопросы логопеду"
консультация

Кружалина Евгения Васильевна

Консультация содержит ответы на самые распространенные и важные вопросы родителей к логопеду детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_logopedu.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДУ

Уважаемые родители! В этой консультации собраны наиболее частые и наиболее важные для вас вопросы, которые задают логопеду. Надеюсь, этот материал будет вам интересен.

«Малыш не говорит»

Вопрос: Ребенку 2 года и 3 месяца. Он всё понимает, но не говорит. Произносит слоги типа «ма» (мама), «не» (нет), «да» (дай) – около 20. Но в основном общается жестами. Как развить речь нашего ребенка?

Ответ: Развитие речи ребенка данного возраста – это терпеливая и кропотливая работа мамы и других близких родственников, непосредственно общающихся с малышом. В норме речь двухлетнего ребенка состоит из 200 – 300 слов, он умеет связывать слова в простые предложения типа «Дай суп». Хорошим признаком является то, что ребенок понимает обращенную речь и реагирует на просьбы. Использование жестов в общении также признак позитивного развития ребенка. В данной ситуации можно рекомендовать взрослому окружению ребенка – основная роль в этом принадлежит маме – обратить пристальное внимание на речевое общение с малышом. Говорить с ребенком нужно много, в умеренном темпе, с ясно выраженными интонациями, без «сюсюкания». Помните, что из длинного предложения ребенок воспримет первые два слова, поэтому стройте речь короткими  и четкими предложениями: «Посмотри – это девочка. Она играет в мяч. Скажи: Мяч! Какой у нее мяч? Красный, большой.» Побуждайте ребенка к ответам. Даже если Вы получили ответ «Не» вместо «Не хочу пить» - это лучше, чем жест отрицания, поэтому похвалите ребенка за ответ. Не забывайте о важности развития мелкой моторики: лепите с ребенком из пластилина, играйте в Сороку-сороку, Ладушки, катайте по ладошкам на прогулке камешки, каштаны, а главное не забывайте сопровождать эти действия речью. Только во взаимодействии со словом  развитие мелкой моторики выполнит задачу активизации речи. Еще один важный момент – это условность всех средних норм развития речи. В данной ситуации нет повода отчаиваться, нужно наблюдать за развитием речи ребенка, не лишним будет сходить на консультацию к неврологу, который поможет разобраться в причинах данной ситуации, подскажет направление работы с малышом.

«Поставили диагноз ЗРР»

Вопрос: Сыну исполнилось 3 года. На профосмотре поставлен диагноз ЗРР. Насколько это серьезно? Как заниматься с ребенком дома, чтобы речь стала в норме?

Ответ: Диагноз «Задержка речевого развития» ставится трехлетнему ребенку, если он не владеет фразовой речью, произносит единичные простые слова. При данном состоянии наверняка нарушено произношение звуков, ребенок может переставлять и недоговаривать слоги в словах. Говорить о том, насколько серьезен данный диагноз, можно только изучив развитие ребенка, начиная с внутриутробного периода. Если известно о каких-либо неврологических проблемах в развитии, то необходима совместная работа невролога, логопеда, психолога с ребенком. Зачастую диагноз ЗРР ставят и здоровым деткам, если родители позволяют гаджетам и телевизору выполнять образовательные и воспитательные функции, не заботясь о личном общении с малышом. В этом случае, попав в активную, адекватную речевую среду, ребенок быстро догонит сверстников в развитии речи. Однако, в любом случае, при задержке речевого развития полезно следовать  простым правилам:

  • Гаджеты и телевидение не должны заменять живое эмоциональное общение с близкими и сверстниками
  • Пойте ребенку колыбельные – они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг
  • Разговаривайте с ребенком как можно больше. Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия.
  • К трем годам отучите ребенка сосать палец, пустышку, грудь. Подобными действиями ребенок автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.

Посетив невролога, Вы вероятно услышите о необходимости медикаментозного лечения ЗРР. Обратите внимание, что данное назначение изолированно не принесет желаемого результата. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу логопеда. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяйте играм для улучшения концентрации внимания, расширению словаря.

«Речь невнятная, её сложно понять»

Вопрос: Дочери 4 года. Заговорила поздно. Речь настолько невнятная, что её не понимают окружающие. Ребенок уже начал стесняться и замыкаться в общении. Как помочь ей?

Ответ: Пятый год жизни ребенка – оптимальное время обратить внимание на произношение звуков речи. В норме четырехлетний ребенок может употреблять шипящие и свистящие и правильно и заменяя их в словах (н-р, говорит правильно шкаф и сапка вместо шапка). Звуки Р и Л ребенок может отдельно произнести правильно, а в словах пропускает или меняет друг на друга. Весьма вероятно, что непонятной речь данного ребенка делают не только нарушения звукопроизношения, но и ошибки в правильном употреблении слогов в словах (масалёт вместо самолет). В любом случае работа с девочкой должна начаться с всестороннего обследования (невролог, психолог, отоларинголог,  логопед). В случае если нарушение звукопроизношения не является следствием задержки речевого развития, нарушения слуха и интеллекта, эффективной будет работа логопеда совместно с родителями. Родителям можно порекомендовать следующее:

  • Ежедневно занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой. Она укрепляет мышцы губ, языка, помогает развивать подвижность и силу артикуляционного аппарата. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендует логопед после обследования ребенка.
  • Ежедневно проводите упражнения на выработку правильной воздушной струи и речевого дыхания. Комплекс данных упражнений также рекомендует логопед после обследования ребенка.
  • Обратите внимание на развитие слухового восприятия ребенка. Ребенок на слух должен безошибочно определять тот или иной звук в слове. Играйте в игру «Поймай звук» - «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш: т, ш, с, х, ш, ф, ш, з, п, ш и т.д.» После того, как ребенок научится выделять звук в ряду других, задавайте ему слоги и слова, содержащие и не содержащие данный звук.
  • Постановку звуков проводит логопед. Родители, по заданию логопеда, закрепляют звук в речи, постепенно усложняя речевой материал, а впоследствии – внимательно следя за произношением звука в свободной речи ребенка.

«Нужен ли нам логопед?»

Вопрос: Ребенку 4 года. У него нарушено произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Путает смысл слов, не может связно рассказать о недавнем событии (прогулке, встрече с родными, новой игрушке). Нужны ли нам занятия с логопедом или это нормальная речь для четырехлетнего ребенка?

Ответ: В норме речь ребенка на пятом году жизни богата своим содержанием, точна и разнообразна. Практически все слова он произносит правильно, активно общается со взрослыми и детьми. В этом возрасте дети активно придумывают собственные слова по аналогии с обычными, играя с суффиксами и приставками – это явление словотворчества, которое говорит об интересе ребенка к грамматическим нормам языка. Конечно, в этом возрасте в речи детей присутствуют ошибки в окончаниях слов ( н-р, много ключов, глазы – вместо глаза и т.д.), а также неточное произнесение шипящих Ш, Ж, Ч, Щ, а также Л и Р. Четырехлетний ребенок владеет фразовой речью – строит предложения, пересказывает простые сказки, запоминает и декламирует четверостишия, владеет различными видами интонации, может менять громкость своей речи. Из содержания вопроса понятно, ребенку требуется обследование логопеда, и однозначно можно сказать, что родителям данного малыша в первую очередь нужно обратить внимание на  стимулирование его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке. Читая ребенку сказку или рассказ, чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. Познакомьте ребенка с русскими народными  потешками и детскими стихами с простым ритмическим рисунком и понятным смыслом. Как правило, дети эмоционально откликаются на данное творчество, с удовольствием договаривают последнее слово в строчке, готовы многократно слушать любимые стихи, а потом и повторять их самостоятельно.

 «Никак не научится читать!»

Вопрос: Ребенку 6 лет. Логопед ставил нам диагноз «ОНР», но логопедическую группу мы не посещали. На следующий год нам идти в школу, а он все не может запомнить буквы, путает их, с трудом складывает буквы в слоги. Что нам делать? Как эффективно научить его чтению?

Ответ: Проблемы ребенка с обучением чтению в данном случае обусловлены логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи». Это значит, что у ребенка есть проблемы не только со звукопроизношением, но и маленький словарный запас, его речь неправильна, может быть нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слова. Именно фонематическое восприятие (различение на слух звуков речи) играет важную роль в обучении грамоте. Ведь если ребенок затрудняется в том, на какой звук начинается слово цапля – на ц, с или ть – это может повлечь ошибки в правильном выборе буквы, которая обозначает этот звук. Кроме того, для ребенка важны навыки пространственной ориентировки, определения правой, левой стороны, что также важно при правильном восприятии элементов букв, направления чтения слева направо. В данной ситуации эффективными будут следующие приемы обучения чтению:

  • Знакомство с буквой начинайте с анализа её элементов, на что похожа буква, куда она «смотрит» - направо или налево
  • Обведите контур буквы пальчиком – для этого вместе с ребенком вылепите ее из пластилина, выложите из мозаики, сделайте аппликацию семенами и т.п. В процессе такой работы ребенок запомнит графический образ, и будет меньше путать букву с другими
  • При овладении слоговым чтением начинайте работу с слияния гласных по типу АУ, УА, ИА, затем складывайте в слог гласный с согласным («гласный А бежит в гости к М – ааааам, АМ!»), затем согласный, который можно протянуть (м, н, с, в, ш) и гласный.

Нужно отметить, что способность к слиянию звуков (и их графических знаков - букв) в слоги приходит к ребенку не сразу. Как правило до пяти лет не нужно требовать от ребенка чтения по слогам, достаточно учить только сами изображения букв. В шесть лет при условии знания букв ребенок не будет испытывать сложностей в овладении чтением. Следовательно, на данном этапе необходимо приложить усилия к запоминанию графического образа буквы. Не менее важно обратить внимание на развитие навыков звукового анализа у ребенка. Помогут задания типа: «Назови первый и последний звук в слове», «Повтори за мной только слова со звуком П», «Я произнесу два звука отдельно – Т, А, а ты их подружи: ТА», «Я произнесу слоги со звуком К, а ты поменяй в них К на Г: ка- га, ко- го и т.д.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"

Дефекты речи и их устранение.     Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...

Консультация "Кто такой логопед? В чем заключается работа учителя-логопеда?"

В этой консультации Вы узнаете, кто такой логопед и в чем заключается его работа....

Консультация для учителей-логопедов: "Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями."

Консультация для учителей-логопедов для эффективного взаимодействия с родителями....

Консультация "Кто такой логопед? В чем заключается работа учителя-логопеда?"

Проблема нарушения речи детей является актуальнейшей проблемой в современной педагогике. Всем известно, что хорошая речь является важнейшим условием всестороннего и полноценного развития ребёнка....

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...