«10 ошибок родителей, которые мешают детям полюбить чтение»
статья

Теселкина Елена Ивановна

Рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городские Родительские чтения

«Как любить ребенка»

«10 ошибок родителей,

которые мешают детям полюбить чтение»

Автор:

Кулакова Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад №10»

Руководитель:

Теселкина Елена Ивановна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №10»;

Соколова Наталья Викторовна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №10»

               

                  г. Дзержинск,

2021г.                

-2-

 Оглавление

              1. Введение

              2.Основная аналитическая часть

              3.Ошибка № 1. Ребенку не ограничивают доступ

                                           к  гаджетам и компьютерам

              4.Ошибка № 2. Родители не читают сами.

              5.Ошибка № 3. Книгу выбирают за ребенка.

              6.Ошибка № 4. Ждут когда ребенок начнет читать сам.

              7.Ошибка №5. Дома мало книг и ребенок не ходит в

                                          библиотеку.

              8. Ошибка №6. Вам должно нравится, то что вы читаете

                                           ребенку.            

              9.Ошибка №7. Не умеете хитрить.

              10.Ошибка №8. Не слушаете аудиокниги.

              11.Ошибка №9. Не разрешаете читать сразу несколько книг.

              12.Ошибка №10. Упускаете время.

              13.Выводы и рекомендации

                14. 10 интересных способов: «Как привить ребенку любовь  

                     к чтению?»

             15.Список литературы

-3-

Человек перестаёт мыслить,

когда перестаёт читать.

Дени Дидро

Введение

Я, как и любая другая мама, мечтаю о том, чтобы мой ребенок любил читать книги. Не просто рассматривал красивые картинки цветных иллюстраций, а именно читал. Вдумываясь, понимая смысл и содержание текста. Конечно, пока дети еще совсем маленькие, они не могут читать самостоятельно. Поэтому любовь к книгам — нужно прививать. Постепенно. Чтение книг расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, развивает мышление и память. Ежедневное знакомство малыша с книгой позволяет изучить новые слова, яснее сформулировать свои мысли, желания и потребности. В каждой сказке можно найти главную мысль, подтекст, мораль. И зацепившись за основную идею, показать своему ребенку насколько важно поступать правильно. Совместное чтение художественной литературы с ребенком позволяет лишний раз побыть с ним вместе. Взяв его за руку, окунуться в мир таинственных приключений, волшебства и неизведанных миров. Написанные с юмором детские рассказы и повести, помогают повысить настроение и заставляют невольно улыбнуться. Чтение делает нас  более творческими и креативными. А также учит концентрироваться и быть внимательными.

Польза от чтения книг — очевидна. Но с недавних пор я стала задумываться над тем — как же сделать так, чтобы мой ребенок сам брал с полки книгу и просил почитать ее? Долгое время я считала его маленьким. Мысль о том, что он еще не дорос до понимания прочитанного мучила меня постоянно. Правильно ли я поступаю? - думала я. Решившись однажды на смелый эксперимент, я купила в магазине десяток интересных, как мне казалось, книг. Но в отчаянной попытке приучить ребенка полюбить чтение, я стала сомневаться, не делаю ли я ошибок, которые только отпугивали бы его от книжек? Не сильно ли я давлю на него, пытаясь ЗАСТАВИТЬ читать? Именно эти вопросы и побудили меня разобраться в этой теме основательно. И выделить 10 главных ошибок родителей, которые мешают детям полюбить чтение.

-4-

Основная аналитическая часть

     В моей семье, когда я была маленькой, книги читали все. В то время еще не было планшетов и компьютера. Модное сегодня слово «гаджеты» тогда еще просто не существовало. Бабушка не выпускала из рук свежую прессу. Популярную газету «Дзержинец» выписывали все без исключения. Я помню, что и сама нередко читала ее, когда видела с каким интересом моя бабушка обсуждала последние новости в кругу семьи. Мой первый и, наверно, самый запоминающийся опыт знакомства со словом, начался именно в тот период.

 Художественную литературу любила читать моя мама. Ее техника чтения была уникальной. Наверно, сейчас ее можно охарактеризовать как «скорочтение». Она могла прочитать за день целую книгу. После она давала ее мне, говоря, - «обязательно прочитай». И я не смела даже поспорить, потому что мне действительно было интересно. Какой сюжет разворачивается в данном произведении, как поступают главные герои и самое интригующее — чем закончится эта увлекательная история?

     Когда я стала мамой, мне очень хотелось бы, чтобы эта любовь к чтению была и у моего ребенка. Дома у нас много книг. Можно найти как классику, так и детскую литературу. Недавно мы записались с ребенком и в библиотеку. Руководствуясь личным опытом, к выбору книжек для своего ребенка я подхожу очень внимательно. Обращаю внимание как на возраст, рекомендованный к прочтению, так и на иллюстрации, которые не должны быть слишком отталкивающими и чересчур отвлекать внимание. Немаловажен и язык повествования. К примеру, перевод иностранной литературы должен быть качественным, без опечаток и ошибок. Никаких резких выражений и ругательств присутствовать не должно.

     В настоящее время, мой ребенок с удовольствием берет в руки книги. Любит листать страницы и даже не умея читать, имитирует процесс чтения, пересказывая тем самым содержание книги самостоятельно. Ему это нравится. Он ищет в сложных предложениях знакомые буквы и пытается прочитать слова сам. Ритуал чтения книг перед сном — в нашей семье — добрая

-5-

традиция. При этом, выбор произведения зависит от самого ребенка. Я стараюсь прислушиваться к его мнению и всегда спрашиваю: «какую книгу ты хотел бы прочитать сегодня?».                                            

    Нередко мой сын сам берет с полки какую-нибудь книгу и просит меня прочитать ее. Как правило, понравившуюся сказку, мы можем перечитывать несколько дней подряд по несколько раз. Недавно я стала замечать и первые результаты от чтения. Мой ребенок стал запоминать рассказы наизусть. Дословно. Буквально слово в слово он рассказывал мне сложную прозу и при этом делал это по ролям. Пройдя долгий путь проб и ошибок, теперь я могу поделиться своим опытом с другими родителями. На каждом пункте остановимся подробнее.

Ошибка № 1.

Ребенку не ограничивают доступ к гаджетам и компьютерам

     Книга не выдерживает конкуренции с гаджетом. Это факт, который стоит принять. К сожалению. Если дать ребенку планшет или включить компьютерную игру, он вряд ли откажется. Еще менее вероятно, что поставив на одну чашу весов видео из  YouTube, на другую — книгу, он предпочтет последнее. Яркая графика, спецэффекты, возможность самому «скроллить» и выбирать понравившийся контент весьма соблазнительны. Виртуальный мир настолько затягивает ребенка в свои сети, что отобрать злосчастный гаджет порой просто не представляется возможным. Пока у ребенка есть свободный доступ к компьютеру — читать он не будет. Зависимость от электронных ресурсов информации — слишком велика. Конечно, со временем они все равно найдут способ проявится в жизни ребенка, но тогда, хочется верить, у подростка уже успеет сформироваться воля и совершенно другие приоритеты и ценности.

Важно!

Компьютер – это не то однозначное зло, с которым стоит бороться. Он тоже бывает разный.

 

     Развивающие мультфильмы, познавательные передачи,     обучающие приложения. Отказываться от всех этих новых возможностях в век технологического прогресса — не стоит. Лучше найти компромисс. А именно — ограничить время пребывания в сети вашего ребенка. Например, поставив

-6-

соответствующую программу на компьютер, которая запретит им пользоваться больше часа в день. Попробуйте использовать гаджеты только в образовательных целях. Например, скачать приложение с аудиосказками.

Ошибка № 2. Родители не читают сами.

     Чем чаще ребенок будет видеть вас с книгой — тем скорее он начнет читать сам. И будет интересоваться книгами. А иначе зачем пропагандировать те ценности, которые вы не разделяете сами? Если родители постоянно сидят в телефоне, глупо ожидать, что их сын или дочь в это время станет перелистывать страницы очередного классического произведения. Хороший вариант, который сблизит всех — это семейное чтение книги вслух. Для этого, правда, придется сделать соответствующую подборку книг, интересных не только для мамы или папы, но и для детей. Прекрасным вариантом в этом случае станут рассказы Н. Носова. «Живая шляпа» и «Приключения Незнайки и его друзей» у нас сейчас идут на ура.

Ошибка № 3. Книгу выбирают за ребенка.

     Мы выбираем книги не для себя, а для ребенка. Это значит важно — учитывать его мнение прежде всего. Позвольте ему выбрать и читать то, что он действительно хочет. «Нет, давай прочитаем не это», «а это сказка для маленьких, ты уже вышел из такого возраста», «мне что-то эта история не понравилась» - забудьте эти слова насовсем! Также не нужно поддаваться ностальгии и навязывать те книжки, которые вы сами любили и читали в детстве. В конце концов, ваши вкусы могут и не совпадать.

     Также позвольте вашему ребенку выбирать понравившиеся книги в магазине. Пусть он рассматривает обложки, узнает любимых героев сказок, интересуется о чем эта книга. Пусть он знает, что к его выбору прислушиваются. Ведь любой, даже самый маленький человек, больше ценит то, что выбрал он сам.  Иногда, конечно, случается, что его взгляд падает на что-то совершенно неожиданное и не подходящее по возрасту. Так, однажды мой сын упрямо твердил, что хочет прочитать книгу о «Физике

-7-

твердых тел». Я с радостью ему ее купила. Позже к ней присоединилась «Энциклопедия  медицины».  Ну и что, подумала я. Мальчики любят читать познавательную литературу.   Это вовсе не означает, что они стоят и пылятся на полке. Мы с удовольствием разглядываем картинки, а сложный научный текст я «перевожу» на более понятный ему язык.

Конечно, если цена у такой книги будет как у вертолета, покупать ее я скорее всего не стану. В этом случае, с ребенком лучше пойти на диалог и объяснить: «Это дорого. Давай лучше мы возьмем ее в библиотеке». Как правило, малыш всегда соглашается. Либо предложить ему не менее интересный вариант — найти ее в интернет-магазинах. Выбор представленных там книг — огромен. Порой встречаются и те, что не найти в обычных магазинах.

Ошибка № 4.

Ждут когда ребенок начнет читать сам.

     «Мой ребенок еще маленький, вряд ли он поймет содержание текста» -  часто повторяют родители. И откладывают книги в сторону. «Стоит немного подождать, пока ребенок сам научится читать». Только ждать придется действительно долго. Когда малыш начинает учить буквы, нам почему-то кажется, что совсем чуть-чуть и он будет читать сам. Но это не так. Для маленького человечка «сложение» букв в слоги весьма мучительно, а для того чтобы получилось целое слово нужно немало потрудиться. Как правило, чтение ребенок начинает любить примерно минуя 300 часов практики. Пока данный процесс не будет свободным, никакого удовольствия ребенок получить не сможет.

Итак. Ждать не стоит. Смело берите книгу в руки и начинайте ее читать. Чем раньше вы окружите ребенка книгами — тем лучше. Начинайте с незамысловатых стихов и прибауток. Если ребенок совсем маленький изучайте с ним новые слова по картинкам В КНИГЕ. Пусть он водит пальчиками по неизведанным ему буквам и привыкает держать иллюстрированное издание в руках. Постепенно переходите от простого к сложному. Начинайте читать русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Дальше открывайте для своего ребенка мир прозы. Никогда не знаешь какая сказка понравится твоему ребенку, поэтому лично мы перечитали очень много историй, чтобы найти своих любимых героев и персонажей. Мой сын очень любит котенка по имени Гав, Винни-Пуха, Карлсона и Незнайку. Эти книги мы готовы читать,кажется, бесконечно.

-8-

Ошибка № 5.

Дома мало книг и ребенок не ходит в библиотеку.

      Если дома нет книг — читать ребенок не будет. Поэтому чтобы привить ему любовь к чтению в его комнате должен быть шкаф с книгами. Лучше если это будет его персональная любимая книжная коллекция. В любой момент ваш сын или дочка могут взять понравившуюся книгу и прочитать ее. Или попросить вас сделать это вместе. Когда моему сыну был годик, мы читали книги на ночь. Около его кроватки стояла коробка, доверху наполненная книгами. Он любил залазить туда и переворачивать все вверх дном в поисках книги о машинках. Еще не умея разговаривать он с серьезным видом выбирал определенную книгу и требовал, чтобы я прочитала ему ее сегодня. «Аптя», говорил он, что значило «автобус».

Совсем недавно мы записались в библиотеку. Это было отличным решением проблемы восполнения недостатка необходимого количества книг и их хранения дома. К сожалению, купить все на свете книги, как бы мы этого не хотели, нельзя. Да и для обустройства приличной библиотеки нужна соответствующая площадь. Поэтому мы решили воспользоваться библиотечным фондом. Нам повезло городская библиотека располагается как раз рядом с домом. Ее недавно отремонтировали и пополнили новыми экземплярами. Так что теперь ходить туда — одно удовольствие.

В библиотеке есть отличные читальные залы. Там, кстати, проходят и различные обучающие семинары и программы: показывают презентации, рассказывают о писателях, организуют лекции. Даже если ваш ребенок пока не интересуется чтением, зайдите в библиотеку. Там нередко проходят мастер-классы по рисованию, играют в настольные игры. Возможно, ваш ребенок сначала заинтересуется этим и только потом обратит внимание на стеллажи с книгами. Но для вас это будет еще одна маленькая победа и первый шаг в сторону чтения. К тому же, в библиотеках работают поистине неравнодушные к своей профессии люди. Они могут легко заинтересовать маленького читателя и подобрать ему книги по интересам. Главное, не бояться спросить  у них совета.

Ошибка № 6.

Вам должно нравится то, что вы читаете ребёнку.

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читает книгу, искренне, увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги.  

-9-

А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребенку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут вашего малыша в процесс чтения, а монотонный текст может усыпить.

Ошибка № 7.

Не умеете хитрить.

   Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

 Хитрите.

Ошибка № 8.

Не слушаете аудиокниги.

Ваш ребенок не любит читать, но с удовольствием слушает сказки? Это то, что надо. Для начала. Аудиокниги помогают детям концентрироваться на воспроизведении информации на слух. «Спектакли в записи» нельзя «отмотать» назад, чтобы освежить в памяти сюжетную линию. Приходится слушать очень внимательно, чтобы не пропустить важных деталей. К тому же ребенок копирует профессионального актера, озвучившего текст, и начинает подражать его интонации, тем самым развивая в себе актерские способности. Книги в формате аудио позволяют подключить воображение и фантазию. Их легко слушать в машине в очередной поездке. Они увлекательны и интересны. А также — прекрасно отвлекают ребенка от пресловутых гаджетов. Но самое главное — аудиоистории прививают вкус к хорошим книгам, которые затем хочется прочитать самому.

Конечно, книги в записи никогда не заменят настоящее чтение, но могут служить переходным к нему этапом. «А теперь давай, посмотрим, как на самом деле рассказывает данную историю сам автор» - однажды скажите вы своему ребенку и он охотно согласиться прочитать книгу в оригинале.

-10-

Ошибка № 9.

Не разрешаете читать сразу несколько книг.

Читать несколько книг одновременно - это неправильно. С точки зрения привычной нам логики, так делать нельзя. Но вот одаренные дети, считается, поступают именно так. В пользу этого утверждения можно привести известное высказывание:

«Может быть, я начинаю читать половину из тех книг, которые покупаю, дочитываю, пожалуй, треть из них. В итоге я прочитываю 1-2 книги в неделю».
— Патрик Коллисон

Ошибка № 10.

Упускаете время.

          Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.

         Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни и не ждать, когда ребенок пойдет в школу.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и  любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

          Не опускайте это время, проведите его с пользой.

-11-

Выводы и рекомендации

Привить ребенку любовь к чтению — задача всей нашей семьи. Несмотря на сложное время, когда в век технического прогресса все популярнее становятся книги электронного формата, читать печатные издания — очень важно.

Начинать читать ребенку книги можно с самого раннего возраста. Психологи утверждают, что в будущем таким детям намного проще общаться. Они легко заводят знакомство со своими сверстниками по сравнению с другими детьми. Как только ребенок начинает фокусировать свое внимание на определенных предметах, самое время маме — брать книгу в руки. В процессе родители также могут демонстрировать малышу яркие картинки. Это, так называемый — подготовительный этап перед чтением сказок и других книг.

                Важно!

Установить эмоциональный контакт с мамой(папой) в это время! Посадите ребенка к себе на колени и в процессе чтения он будет учиться доверять вам.

Чем чаще читать ребенку книжки, тем быстрее он сможет заговорить. Следующий этап регулярного чтения — пополнение пассивного словарного запаса малыша, расширения его кругозора. Ребенок начинает визуализировать то, что услышал от мамы, активно подключать свое воображение и фантазию. Обязательно следует читать сказки на ночь, но не стоит забывать о книгах и на протяжении всего дня.

-12-

10 интересных способов:

« Как привить ребенку любовь к чтению?»

          Из своего личного опыта, хочу предложить немного интересных, простых и действенных способов, как привить любовь к чтению своим детям.  

  1. С раннего возраста подписывайте предметы или игрушечных зверей, давая им имена.
  2. Играйте в словесные игры с рифмами. Ваша задача – научить ребенка получить удовольствие от слова как такового. Пойте песенки про алфавит.
  3. Подпишитесь на детские журналы и читайте их вместе, запишитесь в библиотеку
  4. Вместе читайте письма. Наверняка среди вашей электронной почты есть информация, которая будет интересна ребенку. Хотя бы реклама игрушечного магазина.
  5. Оформите читательский уголок.
  6. Пишите с ребенком записки- напоминалки для других членов семьи.
  7. Делайте собственные книги со своими или с чужими историями.
  8. Дарите книги на праздники и своим детям, и родственникам.
  9.  Смотрите фильмы или мультики после прочитанной книги, снятые по ее мотивам. Обсуждайте всей семьей.
  10. Игра «Найди текст»

Возьмите любую страницу текста. Найдите там какое-то предложение в любом месте. Например, «Маша пошла в лес и нашла гриб». Не показывайте ребенку, где оно. Засекайте время. Пусть ребенок его найдет. Ну и получит от вас какой-то приз, когда найдет 10 предложений на разных страницах.

-13-

Список литературы:

  1. Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст] : энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева ; редактор Н. Н. Мазняк ; автор предисловия: Б. Ф. Володин, О. Либова. – СПб. : Российская национальная библиотека, 2000. - 512 с.
  2. Елисеева, М. Б. Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет: метод. пособие / М. Б. Елисеева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
  3. Брюханова, О. В. Книга и чтение в жизни современного школьника: о пути учителя к ученику с детской книгой / О. В. Брюханова // Литература в школе: научно-методический журнал. – 2015
  4. Будилова, Т. Б. Родительское собрание на тему "Как научить ребенка читать книгу" [Текст] / Т. Б. Будилова // Начальная школа: научно-методический журнал. - 2010. - № 2. - С. 61-62.
  5. Дворяшина, Н. А. Растить читателя: роль семьи в приобщении ребёнка к книге / Н. А. Дворяшина // Литература в школе: научно-методический журнал. – 2015. - №3. – С. 2-8.
  6. https://www.pravmir.ru/10-oshibok-roditeley-kotoryie-meshayut-detyam-polyubit-chtenie/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семь ошибок воспитания, которые мешают детям добиться успеха"

Консультация для родителей, где кратко и понятно изложено о самых распространенных ошибках, которые ограничивают возможности детей в достижении высоких результатов. Что в дальнейшем влияет на результа...

Ошибки воспитания (7 ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ДЕТЯМ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА)

Эксперт по лидерству, автор психологических бестселлеров Тим Элмор за время своих исследований выявил типичные ошибки родителей, которые заранее программируют в детях неуверенность и ограничивают их ш...

Девять ошибок родителей, которые мешают подготовить ребенка к школе

В самоизоляции родители подготовишек впали в панику: занятия в детском саду прекратились, а “завтра” ребенку уже в школу. Чтобы наверстать время, родители стали заставлять детей день и ноч...

Девять ошибок родителей, которые мешают подготовить ребенка к школе

    Чтобы подготовить ребенка к школе, родители дополнительно водят его, помимо детского сада, в образовательный центр или на курсы в школу. Они пренебрегают мнени...

Советы, которые помогут детям полюбить чтение

Когда родители читают книги  своим младенцам, детям ясельного и дошкольного возраста, это оказывает огромное влияние на формирование у них любви к письменному слову и на ту легкость, с котор...

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ...