Консультация для родителей по экологии
консультация (старшая группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_ekologii.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Как знакомить детей с неживой природой?

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: днем они видят солнце и ощущают  теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того, это  просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается  экологическим воспитанием.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться  без неживой. Растение существуют только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает  плоды и радует глаз человека. То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре.

    У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы  экологического воспитания.

В программе «Юный эколог» (см. кн.: Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду,— М.: Мозаика-Синтез, 1999) первый раздел так и называется «Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека». Он включает следующие подразделы: «Мироздание (Вселенная)», «Вода», «Воздух», «Почва и камни», «Сезоны». В каждом из них представлены две задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками (первая задача); показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека (вторая — экологическая — задача). Решение первой задачи в большинстве случаев является традиционным (так, детей всегда знакомили со свойствами снега, воды и пр.). а взаимосвязанное решение двух задач — это новый, сугубо экологический подход.

     В  работе с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы благоприятны периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега происходит в зимний период, а изучение песка — в теплые месяцы, в него можно играть.

В садах, в лесу, в скверах слышится пение птиц. Мы, взрослые, не всегда можем различить голоса птиц, и поэтому очень полезно вместе с детьми прислушаться к живым голосам природы, записать на магнитофонную пленку, устроить небольшой птичий концерт в «комнатном лесу». Ссылки на то, что времени нет, не должно быть, если мы хотим, чтобы наши дети были духовно богатыми.

Совершая экскурсии в лес, в парк, можно ввести наблюдение за сезонными изменениями в природе в течение года (желательно проводить экскурсии на одном и том же участке леса или парка). В хорошо знакомом месте, детям легче заметить изменения, которые произошли в природе. Вы можете, рассматривая ветки и листья различных деревьев (березы, клена, липы, дуба, осины, рябины) в осеннюю пору задать ребятам вопросы: «Какой окраски эти листья, какой они формы? ». Предложите детям собрать эти листья, принести домой и обвести каждый из листочков и разукрасить его. Можно задать вопрос: «А листья каких деревьев начинают желтеть раньше других? ». Дети вспоминают, что уже в конце лета желтеют листья березы и липы. Эти деревья раньше других чувствуют приближение осени. Помогите детям найти правильный ответ на вопрос: «Почему деревья осенью сбрасывают листву? ». Можно напомнить ребенку о том, что летом в этом же лесу, в парке он видел разных насекомых: жуков, стрекоз, кузнечиков, рассказать куда же они теперь девались, показать ребенку их зимние домики под корой деревьев, опавших листьях. Объяснить, что они уснули на зиму, а весной опять проснуться, и с теплыми лучами солнышка начнется увлекательное движение природы. Формировать у детей представление о взаимосвязях в неживой и живой природе. Рассказать, как изменяется окраска листьев, начинается листопад (изменения в неживой природе, как насекомые прячутся под кору деревьев, под листья (изменения в живой природе). Одно без другого немыслимо. Одно регулирует другое. Обратить внимание ребят на частые дожди, похолодание (изменения в неживой природе, на то, что улетают птицы на юг (изменения в живой природе). На экскурсии рассказать детям, что на зиму остаются только зимующие птицы. Им трудно пережить суровую и холодную зиму, поэтому люди должны помогать птицам, подкармливать их. Птицы – замечательные помощники человека. Ласточки, дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых, которые наносят вред растениям лесов, полей и огородов. Показать детям летом, как они выискивают и расправляются с насекомыми – вредителями. Научите детей помогать птицам. Пусть ребята засушат веточки рябины, семена клена, липы, ясеня; соберут семена арбуза, дыни; зимой же все это отдадут птичкам, обращая внимание детей на то, что осень – время сбора урожая с полей, садов и огородов. Расскажите им о труде людей в деревне, покажите в городских парках и садах, как идет посадка кустарников и деревьев, подготовка к зимовке плодовых деревьев.

Представления о различных явлениях в природе, о ее животном мире и мире растений, об отношении человека к природе, её богатству, красоте, необходимо формировать прежде всего путем непосредственного наглядного знакомства детей с миром вещей в повседневной жизни, в играх, в специально созданных ситуациях. Со многими явлениями дети знакомятся не только в естественных условиях жизни, но и по картинам художников, одновременно развивая свою культуру. Важно, чтобы имеющиеся представления о жизни и действии животных, людей, растений, дети могли передать, воспроизвести (рисунок, лепка, аппликация). Создавая рисунки и другие работы, они развивают память, воображение, совершенствуется творческое мышление. Очень важно чтение художественной литературы, которая воспитывает у ребенка правильное отношение к природе. А родителям позволяет уточнить позицию детей, их отношение к отдельным явлениям, ситуациям, путем многочисленных вопросов, более того позволяет одновременно формировать эту позицию в соответствии с требованиями нашей морали. Познавательная деятельность, формируемая путем такого действенного обращения, расширяет возможности ребенка в восприятии им окружающего мира вещей и явлений. Знакомство с природой, ее явлениями, свойствами влияет на усвоение знаний о форме, цвете, величине, строении животных, растений и т. п. Дети сравнивают, определяют, называют, находят сходство и различие, т. е. постоянно производят умственные действия. Покажите детям, что зеленая вишня маленькая и неспелая, красная вишня вот-вот созреет, а темно-вишневая – это спелая вишня; как огурец, украсившись цветком, толстеет с каждым днем, а поспев, избавляется от цветка. Очень важно научить ребят правильно различать листья некоторых деревьев: клена, березы, дуба, яблони, вишни.

Наступает зима, приходит весна, а за ней лето. Ребята наблюдают, какой разный лес (парк, сад). Он разный, но любимый, по–своему красивый в любую пору года. Пересматривая детские альбомы с рисунками, мы вновь и вновь убеждаемся, какое большое значение в воспитании имеет общение детей с природой.

(Информация взята из сети интернет )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по экологии

Консультация  « Экологическое образование воспитанников и родителей. Совместные досуги и праздники».1.Значение работы с семьёй по экол...

Консультация для родителей по экологии "Сроки разложения мусора"

А знаете ли вы КАКОВЫ СРОКИ РАЗЛОЖЕНИЯ МУСОРА НА ЗЕМЛЕ? Об этом и пойдет речь....

Консультация для родителей по экологии «ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

Консультация для родителей«ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ»...

Консультация для родителей по экологии «Правила поведения в природе»

Консультация для родителей по экологии «Правила поведения в природе»...

Консультация для родителей по экологии

Подвести детей к пониманию того,что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю....