Воспитываем словом
консультация (младшая группа)

Сенькина Елена Михайловна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospityvaem_slovom.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитываем словом»

В современном мире погоня за финансовым благополучием встала на первое место, и часто родители не замечают, кто еще рядом с ними живет, поэтому ребенок предоставлен сам себе, растет как травинка в поле.  Для многих родителей воспитание – это обуть, одеть и накормить ребенка. Конечно, без этого нельзя, но это не главное. Главное, что вы привьете своему малышу, что посеете в его душу, а в старости будете собирать урожай. Если вы не научили в детстве ребенка уважать взрослых, то не ждите он него заботы позже, когда она будет вам очень необходима.

Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности.

Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты?

Психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:

1. Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитию безволия и нерешительности у ребенка.

2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

3. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят.

4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми.

5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не».

6. Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимается вдвойне тяжелее.

7. Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование.

8. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой.

Вы должны помнить, что слово «пожалуйста» является волшебным не только в устах вашего ребенка, но и в ваших тоже.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

• когда он болеет;

• перед сном и сразу после сна;

• во время еды (ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы, это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

• непосредственно после душевной или физической травмы;

• когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

• когда вы находитесь  в плохом настроении.

Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку они отрицательно сказываются на личности ребенка, способствуя возникновению нежелательных свойств характера. Систематическое применение физических наказаний может надломить волю ребенка, превратить его в покорного и неспособного принимать самостоятельные решения человека.

                 В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со стороны взрослого , похвала, положительные эмоции, которые малыш получает, когда достигает поставленной цели.

Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений и достижений, для того, чтобы ребенок мог сделать из них реалистический вывод о себе и своих способностях.

Однако не всякая похвала приносит пользу. Как правильно хвалить ребенка?

1) Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что дано ему природой). Похвала не за усилие и достижение, а за наличие способности, не дает никакого стимула к развитию.

2) Вредно, захваливать ребенка безо всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Это может привести к развитию эгоизма и чувства превосходства над другими.

3) Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.

4) Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди не столь высоко ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

5) Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Это отнюдь не вызывает желания «брать пример» с того, кого (несправедливо) хвалят.

Наиболее эффективным способом воспитания дошкольников является техника модификации поведения. Ее суть в том, что за хорошее поведение ребенок получает поощрение, а за плохое — наказание или лишение привилегий.

Ребенку очень трудно вести себя прилично, если он никогда не видел, как это делается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для воспитателя "Воспитываем художественным словом"

 Учить детей осознавать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев....

Воспитывают ребенка не слова, а наши поступки

Во все времена отношения "Отцов и детей" были актуальны. В настоящее время взаимоотношения детей и родителей в некоторых семьях заставляют задуматься- каким вырастет ребенок, Сегодня к...

«Воспитываем словом»

Консультация для родителей«Воспитываем словом»...

Сценарий досуга «Мамин день 8 марта» для детей 2 младшей группы. Цель: воспитывать чуткое и бережное отношение к близким людям Ход развлечения: Под музыку песни «Мама-первое слово» дети входят друг за другом в зал Ведущая: Мы сегодня нарядились, Будем пе

Сценарий досуга «Мамин день 8 марта» для детей 2 младшей группы.Цель: воспитывать чуткое и бережное отношение к близким людям Ход развлечения:Под музыку песни «Мама-первое слово...

Консультация для родителей: "Воспитываем словом"

Воспитывая словом, дети учатся увзрослых, во восем им подражая, а взрослые учатся у своих детей....