Консультация для родителей «Игра, как средство воспитания дошкольников»
консультация

Пужайкина Анна Михайловна

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игры детей отражают наиболее значимые события, позволяют проследить, какие идеалы формируются у подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игра, как средство воспитания дошкольников»
«Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игры детей отражают наиболее значимые события, позволяют проследить, какие идеалы формируются у подрастающего поколения.
Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей развиваются разнообразные интересы, расширяется их словарный запас, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине, своему народу, т. е. формируется личность будущего гражданина страны. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Игра имеет полярное влияние на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.
С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.
Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), развитию речи.
Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить) .
Реальные отношения в игре, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности» (А. П. Усова) : способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку взаимодействовать с другими детьми.
При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.
Однако без помощи взрослого путь формирования нравственного поведения может быть долгим, особенно для детей с проблемами развития (дети агрессивные, малоактивные, с нарушениями и т. п.) . Влияя на поведение детей, их взаимоотношение друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.
В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.) . В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.
Рассмотрим классификацию игр по С. Л. Новоселовой.
В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) .
Выделяет три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка
Самостоятельные игры
Игра – экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры
Сюжетно-отобразительные,
Сюжетно-ролевые (творческие)
Режиссерские
Театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
- игры обучающие:
дидактические,
сюжетно-дидактические,
подвижные;
- досуговые игры:
- игры – забавы,
игры – развлечения
интеллектуальные
празднично-карнавальные
театрально-постановочные
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

консультация для родителей " Игра, как средство воспитания дошкольников"

laquo;Игра, как средство воспитания дошкольников»...

Консультация для родителей «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Консультация для родителей  «Игра, как средство воспитания дошкольников». Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получ...

Консультация для родителей: "Игра - как средство воспитания дошкольников"

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью....

Консультация для родителей "Игра ,как средство воспитания дошкольников"

Игра ,как  самостоятельная детская  деятельность формируется в ходе воспитания и обучения дошкольника...

Консультация для родителей. «Игра как средство воспитания дошкольников»

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получает информацию об окружающем мире, обретает опыт коммуникации. Однако такой мощный воспитательный эфф...