Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"
консультация

Елисеева Наталья Сергеевна

Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_reb-ka_k_obucheniyu_gramote.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к обучению грамоте

Рухля Н. С., учитель-логопед МБДОУ № 12  г. Сорочинска

   Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.

Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.

Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-с, ч-т)

Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.

Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.
Примерные ошибки:

НТ (Ната), ПСЫ (БУСЫ), КША (КОШКА), БУТН (БУТОН)

Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.

Как учить буквы

  • Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
  • Складывать буквы из пальцев.
  • Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
  • Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
  • Лепить буквы из теста, пластилина.
  • Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
  • На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
  • Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
  • Дописывать «сломанные» буквы.
  • Подбирать картинки на заданную букву.
  • Раскрашивать большие буквы.
  • Обводить буквы по пунктиру.
  • Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
  • Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.

 

Звуко-слоговой анализ слова (на примере слова МУХА)

  1. Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.
  2. Давай сосчитаем, сколько слогов в слове МУХА. Говори слово, хлопай в ладоши и считай. Сколько получилось слогов? – положим две коротких полоски внизу.
  3. А теперь узнаем, какой первый слог в слове МУХА и какой второй. Говори слово, хлопай и внимательно слушай, что ты говоришь. Взрослый берет руки ребенка в свои. Медленно с хлопком ребенок произносит: МУ. Взрослый, удерживая сомкнутыми ладони ребенка, спрашивает: «Что ты сейчас сказал?» (МУ.)

МУ — это первый слог (первый кусочек) слова МУХА. Повтори, пожалуйста, первый слог слова.

А теперь нам нужно узнать, какой второй слог в слове МУХА. Говори слово, хлопай и внимательно слушай, что ты скажешь после МУ.

то ты сказал после МУ? (ХА.)

ХА — второй слог (второй кусочек) слова МУХА.

Назови первый слог слова. Назови второй слог.

  1. Взрослый: МММУХА. Скажи, как я. Какой тут первый звук? Обозначим синим кружочком, т. к. это согласный твёрдый звук.

МУУУХА — скажи, как я. Какой звук ты слышишь после звука [м]? Обозначим красным кружочком, т. к. это гласный звук.

МУХХХА — скажи, как я. Какой звук ты слышишь после звука [у]? Каким кружком обозначим?

МУХААА — скажи так же. Какой звук ты слышишь после звука [х]? Чем обозначим?

  1. Показывай кружки под картинкой и называй звуки слова МУХА по порядку.
  2. Назови гласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове гласных? Где звук [у]: в начале, в конце или в середине слова?

А где звук [а]?

Назови согласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове     согласных?

Где звук [м]: в начале, в конце или в середине слова?

А где звук [х]?

Какой первый звук в слове МУХА? Какой в слове последний звук? Какие звуки в середине слова?

Сколько всего звуков в слове МУХА? Назови все звуки в слове по порядку.


Подготовка руки к письму

  • Тетрадь должна быть с полями.
  • Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
  • Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
  • Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа


 

Развитие фонематического слуха.

 Можно рекомендовать следующие игры:

  1. Игра «Да» или «Нет»?

Взрослый произносит слова, которые содержат и не содержат определённый звук (например звук «Ш»). Ребёнок должен сказать «Да», если в слове есть этот звук и «Нет», если этого звука в слове нет. Слова: шапка, самокат, машина, школа, вертолёт, бабушка и т. д.

  1. Определение места данного звука в слове.

В начале, середине, конце слова.

  1. Игра с картинками.

Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.

  1. Сопоставление 2 звуков.

Ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др. Здесь можно поиграть с ребёнком в игру «Разложи картинки» (Например: со звуком «с» в одну сторону, а со звуком «ш» – в другую.

  1. Назови первый звук слова.

Взрослый говорит ребёнку: «Я вам расскажу тайну. У слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: Барабан – «б»; Кукла – «к»; «Гитара» - «гь». Взрослый называет слово, а ребёнок первый звук этого слова.

  1. Назови слова сам.

Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале, в середине, в конце слова.