Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Мирошниченко Екатерина Яковлевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Петушок»

Развитие функциональной грамотности дошкольника на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала.

Выполнила воспитатель высшей категории: Мирошниченко Е. Я.

с. Прокудское

2022

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.

Одним из основных занятий в образовательной деятельности является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игровых приемов. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Только играя радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности ребенок, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.

Как же сформировать у детей интерес к математике? Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ребенок полюбил математику, надо показать ее красоту и важность. Каждый ребенок талантлив по-своему.

Как сформировать интерес к формированию элементарных математических способностей у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность как в саду, так и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие игровых приемов в обучении, через новизну материала, эмоциональную окраску непосредственно образовательную деятельность.

Использовать разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.

  • - игровые проблемно-практические ситуации
  • - игровые упражнения
  • - дидактические игры
  • - игры – эксперименты
  • игры – головоломки
  • - логические загадки
  • - математический КВН
  • - математический ринг
  • - индивидуальная работа
  • - приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Буратино, лесной житель, мультипликационного героя).
  • - получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п
  • - внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка)
  • - моделирование – конструирование
  • - метод специально созданных ошибок.

Формы организации детей:

  • - индивидуально – творческая деятельность
  • - творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек)
  • - учебно — игровая деятельность
  • - игровой тренинг

Вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок.

Использовать новизну- Лепбук. Он дает возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Деткам очень нравится заниматься математическими играми используя лепбук.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. НОД с использованием компьютера, предлагается в сочетании с традиционными методами, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Компьютерные математические игры помогают закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

Знакомя детей с цифрами, различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина»«На что похожа цифра»«Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры.

Игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке, а также выкладывать из счётных палочек.

В разделе «Количество и счет», уместны следующие дидактические игры: «Какое число я задумала?»«Назови число на единицу больше – меньше»«Кто знает, пусть дальше считает»«Какие числа пропущены?»«Назови соседей».

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Также такие игры: «Закрой двери в домиках»«Поезд геометрических фигур», Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти, используя в своей деятельности палочки «Кюнзера». Закрепляя геометрические фигуры: «Геометрическое лото»«Найди и назови»«Кто, где живёт». На своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек».

Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек. Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре внимательно следить за правильным подбором геометрических форм, их названием и находить такие формы в окружающей действительности.

Для развития пространственных ориентировок у детей серии упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика»«Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник». В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игровых приемов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?»«Определите, как должен быть раскрашен последний мяч»«Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?»«Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.

На развитие наблюдательности у детей серия упражнений «Найди в рисунке отличия»«Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» серия картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера»«Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины. При формировании циклических представлений с детьми: «Раскрась, продолжая закономерность»«Что сначала, что потом?»«Какая фигура будет последней?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...