Консультация на тему "Даем уроки аккуратности".
консультация (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

Аккуратный человек любит порядок, точность и тщательность в делах, внешне он всегда опрятен и безупречен. Хотите видеть таким своего ребенка? Ну конечно же!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

ДАЕМ УРОК АККУРАТНОСТИ

(Консультация для родителей)

Аккуратный человек любит порядок, точность и тщательность в делах, внешне он всегда опрятен и безупречен. Хотите видеть таким своего ребенка? Ну конечно же!

Аккуратность – непременная черта культурного человека. Успех в отношениях с другими людьми во многом зависит от того, присуще ли нам это ценное свойство. Каждому из родителей хотелось бы привить его ребенку.

ЧТО ТАКОЕ АККУРАТНОСТЬ?

Что же имеют в виду, когда говорят, что малыш аккуратный?

  • Имеет опрятную внешность: чистые руки и лицо, которые он не забывает мыть;
  • Заботится о чистоте своей одежды: аккуратно ест, рисует, лепит, играет на улице;
  • Убирает свои игрушки и другие вещи, чтобы они не терялись и не ломались;
  • Старается поддерживать порядок в том пространстве, в котором он живет.

Воспитывая аккуратность, важно не перейти границу, за которой это похвальное качество превращается почти в излишнюю педантичность.

Аккуратность, как и любое качество, хороша в меру. Не стоит требовать от ребенка идеальной частоты и порядка. Малыш, зацикленный на чистоте, будет бояться организовывать творческую игру, никогда не станет с увлечением вырезать и клеить коллаж, а на улице будет тихо сидеть на лавочке, стараясь остаться чистым. Для полноценного развития ребенку нужно пространство для игр и творчества, а это предполагает определенный «творческий беспорядок».

Что же можно требовать от малыша? Пока ребенку не исполнилось 1,5 года, призывать его к порядку совершенно неэффективно и вредно, прежде всего для собственных нервов и психологического благополучия малыша. Ребенок этого возраста вообще не способен отличить понятия «порядок» и «беспорядок». Он пока усваивает лишь конкретные понятия предметов («вилка», «мячик», «лужа»). Если мама показывает на что-то и говорит: «Какой беспорядок!», то малыш может решить, что «беспорядок» - это то, что мы называем полом, столом, и в его голове просто создастся путаница.

Маме нужно позаботиться о том, чтобы пол, на котором малыш проводит много времени, был чистый, и чаще мыть игрушки, которые он исследует еще и на вкус.

С 1,5 до 3 лет ребенок уже способен усвоить некоторые нормы аккуратности. Например, может привыкнуть к тому, что кушает он только на кухне, перед едой и после туалета моет руки, что его зубки любят чистоту. Иногда он даже может помочь вам убрать игрушки или присоединится к вашей деятельности по уборке, но лишь на то время, пока это остается интересным занятием для него. Малыш сейчас способен сохранять внимание на интересной деятельности около 5-10 минут.

С 3 до 6 лет ребенок становится настоящим творцом: своей собственной игры, затеи, художественного творчества. И, конечно, к вечеру в вашем доме царит страшный хаос. Некоторые родители требуют, чтобы малыш убрал игрушки, как только он перестал с ними играть и захотел пойти к другим. Но это не совсем верно. Если попросить убрать собранный только что замок перед рисованием, то вся игра нарушиться в самом начале, ограничив творческий порыв малыша. Вполне достаточно убираться в конце дня, перед сном. Ребенок вполне может справиться с тем, чтобы аккуратно есть, складывать свою одежду и убирать в шкаф, раскладывать на свои места игрушки.

ВОСПИТЫВАЕМ НА ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ

Малыш испытывает большое уважение к своим родным. То, что делают мама и папа, кажется ему единственно правильным. И если сами родители не  придерживаются тех норм аккуратности, на которых они настаивают, то ребенок никогда не станет их выполнять. Но родителям никогда не поздно начать менять свои привычки.

Очень эффективный способ воспитания аккуратности – включение ребенка в совместную деятельность с взрослым. Моете пол? Разрешите малышу помочь вам! Вместе налейте воду в ведро, добавьте специальное средство и объясните, почему оно необходимо. Разрешите ему помыть пол посередине комнаты, и его гордости не будет предела! Дети очень довольны, когда у них есть возможность в чем-то помочь по дому. Во время уборки налейте себе ведерко, добавьте в воду дезинфицирующие средство и рядом поставьте маленькое ведерко для малыша. Налейте туда воду БЕЗ добавления средства, пусть кроха моет в нем свои резиновые игрушки. Так малыш будет приобщаться к процессу уборки, и помогать маме.

Во время мытья  посуды позвольте ребенку стоять рядом с вами и разрешите помыть нечто, что трудно разбить. А вот детям 5-6 лет можно уже смело доверять мытье тарелок и столовых приборов!

Объясните малышу, почему порядок – это удобно. Игрушки, карандаши, краски, лежащие на своих местах, - это удобно, ведь тогда их легко найти и их невозможно сломать, наступив на них. Разрешите ребенку самому обустроить свой уголок или комнату. Логика хранения вещей и игрушек должна быть понятна малышу. Например: вот на этой полке – мягкие игрушки, в этом ящике – любимый конструктор, а вот в этой коробке – карандаши. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в своих вещах и содержать их в порядке.

В воспитании аккуратности важное место отводить игре. Пусть к нему «в гости» придет игрушка, ранее незнакомая ребенку. Пусть она «выяснит» хорошо ли игрушкам малыша живется в беспорядке. При этом некоторые игрушки жалуются, а некоторые (лежащие аккуратно) хвалят своего владельца. Опыт, полученный в игре, будет гораздо полезнее, чем нравоучения. Призовите на помощь и сказочных персонажей из мультиков и книг (почитайте и посмотрите вместе «Мойдодыра», «Федорино горе»). Не просто смотрите, а обязательно обсуждайте судьбы и переживания героев. Пусть малыш сам придет к выводу, что быть аккуратным и чистым куда приятнее для себя и для окружающих. И тогда он, как герои сказок Чуковского, с удовольствием будет следить за собой!

СОВЕТЫ

  • Благодарите, хвалите малыша за то, что он помог вымыть вам пол («Спасибо, мой хороший!», «Какая ты умница!») Тогда ему и дальше захочется помогать вам.
  • Предложите крохе игру - это гораздо эффективнее любых нотаций. Исследования показали, что игра и личный пример имеют КПД 80-90%, а педагогические внушения и нотации 10%.
  • Давайте ребенку только такие задания, которые он сможет осилить по возрасту. Не нужно думать, что малыш «все понимает», но не хочет этого делать то ли из-за лени, толи из чувства противоречия. Чрезмерно суровые и завышенные требования делают нервным и ребенка и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Уроки здоровья". "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Релаксация". Педагог 1 квалификационной категории Халикова Валентина Владимировна

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки , они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно ...

Консультация для родителей " Уроки нравственности в семье".

Консультация для родителей " Уроки нравственности в семье"....

Консультация для родителей «Учим аккуратности и самостоятельности»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста....

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка»

Аккуратность - это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его деятельности: убрано ли в комнате, наведён ли порядок, насколько...

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23272400","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23272405","attributes":{"alt":"","class"...