Родительское собрание в подготовительной группе "Воспитание успешного первоклассника".
классный час (подготовительная группа)

Фадеева Полина Валерьевна

Цель: организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание на тему: «Воспитание успешного первоклассника».

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

• Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.

• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.

• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

• Сплочение группы, настрой на совместную работу;

• Обучение эффективным способам общения;

• Развитие навыков рефлексии у родителей.

Участники: родители, воспитатели группы.

План проведения.

1. Вступительное слово воспитателя (актуальность проблемы)

2. Раскрытие воспитателем компонентов готовности к школе

3. Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению

4. Игры: «Первоклассник», «Тест».

5. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

Ход собрания

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть  готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Тема родительского собрания выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.

Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремление обладать внешними атрибутами школьной жизни. Их завораживают портфель, форма, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками - доставите ему большое удовольствие. Правда со временем желание просто исполнять роль  ученика (приходить в школу, резвиться на переменах, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.

Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют интерес к учебе.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:

• Физиологическая готовность – состояние здоровья;

• Психологическая готовность.

• Социальная – взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;

Остановимся подробнее на психологической готовности ребенка. Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативная способность.

Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность - это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:

• играть и общаться с другими ребятами;

• быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

• общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

• доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.

Главная задача родителей - создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

Портрет первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Если у вас закрадываются сомнения по поводу готовности ребенка к школьному обучению – можно повременить с уходом из детского сада. Не следует опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовки к школе вполне достаточно грамотных занятий с воспитателем, систематических самостоятельных уроков со свои малышом дома. Не стоит забывать: чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий.

Игра «Первоклассник»

Цель: показать родителям, как важно:

- подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма;

- иметь большой словарный запас;

- иметь физическую подготовку;

- уметь пользоваться активной речью.

Родителям предлагается выполнить ряд заданий.

1. Упражнение «Напиши по образцу…» : Педагог-«Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма.

На экране появляется слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Родители должны переписать эти слова : правши –левой рукой, левши-правой.

Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнения задания и т. п.

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

Родители делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.

3. Пройти по кругу.

Родители становятся в круг. Каждый кладет свою руку на плечо соседа и замыкают круг. Не разрывая круга, родители должны пройти круг по часовой стрелке. Затем должны присесть и встать все вместе, не разорвав круг.

Здесь важно отметить, как сложно выполнять задания без физической подготовки.

4. Пойми меня.

Родители делятся на пары. Один в паре закрывает уши (либо надевает наушники с музыкой), второй шёпотом произносит ему слово. Задача родителя угадать, что он сказал.

5. Без слов.

Родители делятся на пары. Один в паре читает карточку, на которой изображено слово. Он должен жестом показать это слово. Второй угадать.

Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени».

Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.

Игра «Тест». 

Цель: определение степени беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

• Похлопайте в ладоши только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

• Похлопайте в ладоши только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

• Похлопайте в ладоши только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

Беспокоятся и переживают за своё чадо почти все родители, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути.

Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?

1. Физическое здоровье ребёнка.

2. Развитый интеллект ребёнка.

Рекомендации родителям даются в форме памяток (Приложение 1, 2)

КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ РЕБЕНОК, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:

• внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

• хорошая память;

• сообразительность;

• любознательность;

• развитое воображение;

• начальные навыки чтения, счета, письма;

• волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

• организованность аккуратность;

• дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

ЗАПОМНИТЕ:

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не будет лениться, если задания ему интересны.

Постарайтесь не сравнивать достижения ребенка ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ИДУЩЕМУ В ШКОЛУ:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения) .

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут) .

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе «Какой он, будущий первоклассник?».

Собрание поможет родителям сориентироваться в готовности ребёнка к школе....

Родительское собрание в подготовительной группе. Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье.

Родительское собрание в подготовительной  группе.Тема: Воспитание любви к родному городу и     краю   в детском саду и семье.   Добрый вечер уважаемые роди...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Здоровье будущего первоклассника».

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на  тему: «Здоровье будущего первоклассника»....

Родительское собрание в подготовительной группе «Портрет будущего первоклассника»

laquo;Какими умениями, знаниями, качествами должен обладать будущий первоклассник?»«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – знач...

Родительское собрание в подготовительной группе «Здоровье будущего первоклассника»

Родительское собраие в детском саду в подготовительной группе...

Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"

Родительское собрание в подготовительной группе "Здоровье будущих первоклассников"...