Конспект родительского собрания во 2 младшей группе Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».
консультация (младшая группа)

Кучеренко Наталья Николаевна...

Конспект родительского собрания  во 2 младшей группе

Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_2.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект родительского собрания  во 2 младшей группе

Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».

Наше собрание хотелось бы начать со  слов немецкого философа Гегеля: “Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей”.

Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать? Да, сегодня мы с вами будем говорить о воспитании самостоятельности у наших детей. Сегодня мы расскажем как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что такое самостоятельность и самообслуживание? 

Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.

Мы думаем, что каждый из вас на предложение сделать что-либо за ребёнка слышал фразу «Я сам». И мамы, которые не обращают внимания на сказанное ребенком, тем самым препятствуя самостоятельности, удерживая его в зависимом состоянии несомненно наносят вред ребёнку. Потому что не все дети отличаются бойким характером, не каждый ребёнок сможет отстоять своё «Я сам» и в результате позволяет родителям делать всё за него чуть ли не до школы, привыкая к подобному обращению. А чтобы этого не случилось формировать навыки самообслуживания надо вовремя и возраст 3 года – это тот возраст, когда можно и нужно поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем и ему и вам было гораздо легче.

В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги, ваши воспитатели. Наши задачи это:

• сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся;

• воспитывать уважение к труду;

• умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.

В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание. 

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды. 

С самых первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы организуем процесс самообслуживания. Для этого требуется огромное трудолюбие, терпение для того, чтобы не погасить детскую инициативу. А терпения как раз порой и не хватает. Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни:

1. Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.

Вопросы:

• Правильно ли поступила мама?

• Каковы последствия такого поведения мамы?

• Бывали ли подобные ситуации у вас?

• Как вы выходили из них?

• Как лучше вести себя в таких ситуациях?

(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать своё раздражение. Сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”)

2. Другая ситуация. Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. 

Вопрос:

• Почему так происходит?

• Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности. Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок, вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш? В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

Мы с вами рассмотрели 2 ситуации. Они разные, но есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что это? (Само разрешение ситуации, оно происходит в игровой форме)

Верно! Т. к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме. (Обратить внимание родителей на выставку книг по данной теме.)

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение. 

Как происходит формирование навыков самообслуживания?

• Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.

• Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.

• Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.

• Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой, правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

• Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

• Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:

- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;

• - желательна обувь не на шнурках, а на липучке;

• - не перчатки, а варежки;

- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;

- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;

• одежда должна соответствовать размеру ребенка.

• Использование дидактических игр.

(Воспитатель обращает внимание родителей на стенгазету «Я умею сам»)

А для того, чтобы вам было легче организовать дома работу по развитию самостоятельности в самообслуживании мы подготовили красочные памятки. А так же предлагаем ответить на вопросы небольшой анкеты. Которую по окончании нашего собрания вы вместе с памяткой заберёте домой и она будет служить вам напоминанием, на что важно обратить внимание.

А теперь мы с вами немного поиграем. У меня в руках очень красивый клубок умений и навыков, которым предстоит научиться нашим детям. Давайте с вами посмотрим, а сколько же наши малыши уже могут. Продолжите предложение «Мой ребёнок умеет или делает…». На каждое сказанное умение разматываем наш клубок знаний. (Родители называют, что умеют делать их дети) Посмотрите, как много всего умеют делать наши ребята, какие они молодцы (воспитатель обращает внимание на количество размотанных ниток). Но сколько им ещё предстоит узнать (Воспитатель обращает внимание на оставшийся клубок). И сделать они это смогут, только если мы с вами будем работать вместе, сообща.

Совет родителям:

- Всем нам всегда не хватает времени, мы вечно торопимся, мы быстрее хотим покормить, одеть, раздеть, умыть ребенка, нам не хватает терпения дождаться пока ребенок все это сделает сам. А  ведь без самостоятельности ребенка задерживается его развитие, поэтому, чем раньше будет развиваться ребенок, тем умнее, успешнее он будет по жизни. На нас, на родителях большая ответственность за будущее наших детей, ведь характер детей формируется в основном до трех лет.

Самостоятельные действия детей развивают крупную, мелкую моторику, мышление, память, внимание. Развитие крупной, мелкой моторики развивает речь.

Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!

2.Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет.

-А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших детей? Что представляют собой дети в возрасте 3- 4 лет? Каждый ребёнок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Возрастает его интерес к окружающему миру, действиям взрослых. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Главное не отмахиваться от детских вопросов, не гасить любознательность к окружающему миру. Идя домой из детского сада, понаблюдайте за деревьями, цветами, животными, расскажите интересную историю, которая приключилась, например, с воробушком или листочком, прочтите стишок, просто пообщайтесь с ребенком, о том как прошел день.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные, имитационные игры, игры с сюжетными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями. А также игры несут развивающий характер.

Ребенок 3 лет по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого.
В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей
речи.
К 4 годам дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов, до 7 и более цветов, способны различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Память носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить.

В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.

 В возрасте 3-4 года продолжается деление по половому признаку, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

3.Особенности образовательного процесса во второй младшей группе.

Наш детский сад работает по основной Общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  с учетом Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29.12.2012 года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей 2 младшей группы «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности детей младшего возраста»

Актуальность темы заключается в необходимости просвещения родителей в вопросах воспитания детей.Современные родители в силу своей занятости, а порой и нежелания, не уделяют должного внимания в воспита...

Консультация для родителей 2 младшей группы «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Родительское собрание на тему: Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ НА ТЕМУ: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ НА ТЕМУ:«Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет»....