Консультация "Как подготовить руку ребенка к письму"
консультация

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

Письмо- это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (других материалах) путем нанесения графических слов соответствующим элементам устной речи.В истории человечества письмо прошло несколько этапов: от рисунка передающего содержание всего послания, к рисунку-символу, обозначающему фразу или слово, и, наконец, к знаку- символу (букве),обозначающей отдельные звуки.Эти этапы проходит почти каждый ребенок при обучении письму.Поэтому, подготовка дошкольника к письму - это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6, 5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить руку дошкольника к письму?

К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника

к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок

должен идти в первый класс. Многие не знают, или не догадываются, что

готовность  руки  к  письму  начинает  формироваться  в  раннем  детстве.  У

малышей при выполнении различных видов деятельности  (при собирании

пирамидки,  выкладывании  крупной  и  мелкой  мозаики,  расстегивании  и

застегивании  пуговиц,  лепке,  аппликации  и  т.д.),  развивается  мелкая

мускулатура рук. А ведь, что такое готовность дошкольника к письму? Это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Так что, уважаемые родители, в дошкольном возрасте под воздействием взрослого у детей лишь совершенствуется, крепнет навык письма! Родители и педагоги дошкольных учреждений должны помнить о том, что наибольшие трудности  у  первоклассников  возникают  при  выполнении  графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений. Рассмотрим детально каждую из этих причин и методы их устранения. В целом, это и будет хорошей подготовкой руки дошкольника к письму.

1.Интерес  к  освоению  письма

 Упражнения  следует  проводить  в игровой  форме,  ставя  вначале  перед  ребенком  игровую  и  практические задачи:  «дорисуй  незаконченный  рисунок»,  «соедини  точки»,  «нарисуй рисунок по точкам», «проведи дорожку», «попади в цель» и др. Важно заинтересовать, показать значение письма.Если ребенок не захочет заниматься, его нельзя заставлять! Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменное задание. В этом случае  нужно  в  начале  заинтересовать  его  красивой  тетрадкой,  новыми цветными карандашами и т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Успех радует ребенка, повышает мотивацию, поэтому поддерживайте ребенка  эмоционально.  Постепенно  усложняйте графические упражнения!2.Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук,

скоординированность  их  движений.  Для  каждого  возраста  существуют

специальные  приемы развития  мелкой  моторики.  Дошкольникам  будут

полезны  следующие  приемы  и  упражнения:  пальчиковая  гимнастика  и

пальчиковые  игры,  лепка  из  пластилина,  теста  и  глины,  выполнение

движений  с  мелкими  предметами  (мозаика,  конструктор,  нанизывание

бусинок), выполнение «закручивающих» движений (закручивание

крышек, гаек  в  конструкторе),  специальные  упражнения  для  подготовки

руки  к письму.

3.Опыт  графических  движений ребенок  приобретает,  выполняя:

различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя

контуры  по  точкам  и  пунктирным  линиям,  продолжая  узоры  различной

сложности.

При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и

слева  направо,  штриховал  ровно,  без  пробелов,  не  выезжал  за  контур.

Специалисты  не  рекомендуют  обучать  дошкольников  написанию

письменных  букв  и,  тем  более, использовать  для  подготовки  к  школе

школьные  прописи.  Уважаемые  взрослые,  занимайтесь  с  ребенком  по

прописям для дошкольников, представленными в большом разнообразии на

прилавках наших книжных магазинов.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от

уровня  развития  других  учебно-важных  качеств:  способности  принимать

задачу  и  произвольно  управлять  своими  действиями,  обучаемости,

зрительного  анализа и  зрительно-двигательной  координации  движения

руки, навыков пространственной ориентации. Даже если дошкольник рисует

много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого,

графический  навык  может  формироваться  неправильно.  Для  того,  чтобы

графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны,

нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при

организации  занятий  выполнять  ряд  правил  письма  (посадка,  наклон

тетради, положение ручки в руке). Помните, что длительность заданий для детей от 6 лет и старше 6,5 лет-7-10 минут, затем нужно сделать перерыв,

выполнить упражнение для снятия напряжения и усталости.

Постарайтесь,  чтобы  ребенок  получал  удовольствие  от  результата

своих действий, и тогда вы сами получите удовлетворение от осознания того,

что его рука готова к письму.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Готовим руку ребенка к письму»

Уважаемые родители! Скоро у ваших детей начнётся новый и очень сложный этап в жизни – они пойдут учиться в школу. Им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать, удерживая во всё ещё непослушных руках ручку или карандаш. Для того чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быстрее, руку дошкольника надо подготавливать заранее. А этому способствует развитие мелкой моторики – точных, скоординированных движений пальцев .

Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных характеристиках: правая и левая сторона.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Готовить руку к письму нужно, не дожидаясь записи в школу.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка:

  • Разминать        пальцами        тесто,        глину,        пластилин,        мять        поролоновые шарики, губку.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами).
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок праворукий:

  • Ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо.
  • Не следует опираться грудью на стол.
  • Расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.
  • Тетрадь или альбом должны лежать на столе с наклоном влево.
  • Не напрягать руку, свет должен падать слева.

Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок леворукий:

  • Ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо.
  • Не опираться грудью на стол.
  • Расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.
  • Тетрадь или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо.
  • Не напрягать руку, свет должен падать справа.



Предварительный просмотр:

http://rodnaya-tropinka.ru/podgotovka-ruki-k-pis-mu/

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

http://rodnaya-tropinka.ru/images/article-line.png 

Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

http://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2014/07/podgotovka-ruki-k-pismu.jpg

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu1

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
— 
развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu3

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu2

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu4

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

ТОП- 30 ЗАНЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

kak-pravilno-derzhat-ruchku-i-karandash

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ И КАРАНДАШ

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

podgotovka-k-pismu

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить руку ребенка к письму

Консультация на тему "Как подготовить руку ребенка к письму" содержит материалы,которые помогут родителям при подготовке ребенка к школе....

Как подготовить руку ребенка к письму.

Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?   ...

Как подготовить руку ребенка к письму без карандаша и бумаги.

В статье предлагаются не традиционные игры для подготовки руки к письму, некоторые упражнения использовались М. Мантесори. Для проведения этих игр не надоо использовать дорогостоящие материалы,необход...

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет, которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму.

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 6 лет,  которые помогают развивать речь, а также подготовить руку ребенка к письму....

Как помочь родителям подготовить руку ребенка к письму

Воспитателям и родителям известно,насколько сложен и трудоемок процесс обучения дошкольника каллиграфически правильному письму.Советы,которые дадут возможность ребенку подготовить руку к напряженной и...

статья на тему: "Как подготовить руку ребенка к письму."

Занимательные игры для развития мелкой моторики....