Художественная литература ( 3 - 4 года)
картотека (средняя группа)

Пономарева Валентина Евгеньевна

Литература для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_3-h_do_4-h_let.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст от 3 до 4 лет

Художественная литература

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...»,

«Заинька, попляши...», «Чики-чики-чикалочки...», «Ночь пришла...»,  «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...»,

«Божья коровка...», «На улице три курицы...», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Кисонька-мурысенька...», «Жили у бабуси...», «Заря-заряница».

Русские народные сказки.

  • «Колобок», обр. К. Ушинского;
  • «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
  • «Теремок», обр. Е. Чарушина;
  • «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
  • «Гуси-лебеди»,обр. Булатова;
  • «Бычок —черный бочок, белые копытца»,
  • «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
  • «Лиса и Заяц», обр. В. Даля;
  • «У страха глаза велики», обр. М. Серовой. 

 Фольклор народов мира

Песенки.

Сказки.

  • «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
  • «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой;
  • «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;
  • «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
  • «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с пор-туг. Ю. Чубкова;
  • «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;
  • «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
  • «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;
  • «Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни;
  • «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.   

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

  • Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука;
  • А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина,
  • А. Босев «Трое», пер. с болг. В. Викторова,
  • «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
  • Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;
  • П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
  • Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;
  • С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой;
  • М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;
  • Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;
  • А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.

Проза.

  • О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;
  • Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;
  • Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;
  • А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой;
  • Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;
  • О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с рум. М. Олсуфьева,
  • «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой;
  • Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;
  • К. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина;
  • Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

  • К. Бальмонт. «Комарики-макарики»;
  • А. Блок. «Зайчик»;
  • С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);
  • И. Косяков. «Все она»;
  • А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);
  • Л. Модзалевский. «Мотылек»;
  • А. Плещеев. «Осень наступила.., «Сельская песня», «Весна» (в сокр.);
  • А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);
  • А. К. Толстой. «Колокольчики мои...» (отрывок);
  • С. Черный. «Концерт», «Теленок сосет», «Приставалка», «Про Катюшу».
  • 3. Александрова. «Кролики», «Купанье»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;
  • Г. Галина. «Гном и белка», «Песня мышек»;
  • Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;
  • Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»;
  • В. Катаев. «Ежик»;
  • А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»;
  • А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»;
  • С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница —то слон, то львица»;
  • С. Михалков. «Песенка друзей»;
  • Э. Мошковская. «Митя — сам», «Не буду бояться!», «Жадина»;
  • Р. Сеф. «На свете все на все похоже...»;
  • И. Токмакова, «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек —стайка»;
  • Э. Успенский. «Жил-был один слоненок»;
  • Д. Хармс, Н. Радлов. «Рассказы в картинках»: «Упрямые козлы», «Где же дети?», «Добрая утка», «Не качались бы...», «Где клубок?»;
  • Е. Чарушин, Е. Шумская. «Трус», «Конь»;
  •  К.Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха»,  «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются»,  «Айболит», «Черепаха», «Елка».

Проза.

  • В. Даль. «Ворона»;
  • Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца —Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
  • Л. Толстой. «Птица свила гнездо...», «Таня знала буквы..», «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»;
  • К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей»,  «Уточки», «Ветер и Солнце».
  • Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;
  • Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»;
  • В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»;
  • Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»);
  • Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;
  • Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»);
  • М. Зощенко. «Умная птичка»;
  • Н. Носов. «Ступеньки»;
  • Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин»;
  • Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»;
  • М. Пришвин. «Дятел», «Листопад»;
  • С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о грубом слове „уходи", «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);
  • Н. Романова. «Умная ворона»;
  • В. Сутеев. «Три котенка»;
  • А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»;
  • Д. Хармс. «Храбрый еж»;
  • Г. Цыферов. «Про чудака лягушон¬ка» (сказка первая, сказка третья), «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
  • Е. Чарушин. «Утка с утятами», «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»);
  • К. Чуковский. «Так и не так».

Для заучивания наизусть

  • «Петушок, петушок...»,
  • «Как у нашего кота...»,
  • «Огуречик, огуречик...»,
  • «На улице три курицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)

Рабочая программаНаправление «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область«Чтение художественной литературы»(3 – 4 года)...

Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему "Школа снеговиков" для детей 6-го года жизни

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города НижневартовскаЦентр развития ребенка – детский сад № 44 «Золотой ключик»       КонспектНепосред...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...