Консультация для родителей
консультация

Хертек Надежда Чалгын-ооловна

Уважаемые родители! Здесь вы можете ознакомится с моими консультациями за январь и февраль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvar_f.docx18.83 КБ
Файл fevral_mart_aprel_may.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Выполнила: сурдопедагог Хертек Н.Ч

Кризис 7 лет

Особенности и тактика поведения

Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов (одного года, трех, семи и четырнадцати лет) кризис 7-летнего возраста наиболее спокойный. А если родители учтут еще и психологические особенности этого возраста, тогда и переживать за малыша нечего. В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе - как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (приноси только хорошие отметки, ты уже взрослый, контролируй свое поведение на уроках и переменах). Такая родительская тактика противоречит психическим особенностям детей этого возраста.

Кризис семи лет чаще всего остается не замеченным родителями. Возможно это оттого, что начало кризисного периода совпадает с моментом поступления в школу. Однако в некоторых случаях мамы и папы все-таки отмечают определенную замкнутость, нервозность и беспокойство своих чад. В чем же особенности кризиса семи лет?

Пренебрегать кризисом 7 лет – непростительная роскошь, ведь такое отношение может оставить самые неприятные последствия для ребенка в виде неуспеваемости, проблем в общении, не особом желании учиться, а в особо тяжелых случаях - и невроза. Избежать всего этого можно, вовремя заметив симптомы начала кризиса 7 лет.

В чем суть?

Начало кризисного периода проявляется в осознании ребенком того, что он неидеален. В его подсознании «Я» делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное» (каким он хотел бы быть).

По-другому малыш начинает относиться и к взрослым. Теперь кроха четко различает, кто свой, кто чужой. В корне меняется и его отношение к разным людям, у ребенка формируется различное представление обо всех известных ему людях.

Если еще недавно ребенок вел себя бесхитростно, то с началом кризисного периода он начинает понимать, как создать ситуацию, из которой можно извлечь какую-то выгоду для себя. Однако в основном такое поведение носит игровой характер.

Реже встречается проявление неадекватной реакции на критику родителей. Если ребенок за содеянное не получит похвалы родителей (детки все делают в расчете именно на нее), то это может увенчаться очень бурной реакцией: плачем, криком, обвинениями родителей в непонимании и т.д.

О начале кризиса говорит и проявление любопытства ребенка. Однако все его вопросы начинают носить общий характер, они не привязаны к конкретному событию или повседневной жизни. Малыша начинает интересовать политика, эволюция живого, жизнь на Земле и других планетах, происхождение планет, жизнь в других странах, морально-этические вопросы, порой интересуют даже семейные связи. Взрослый в таком случае выступает для ребенка экспертом, а сам малыш обнаруживает способности к анализу.

В период кризиса 7 лет ребенок стремится к самостоятельности. Это выражается в желании делать что-то без помощи взрослого, самому решать, чем именно заниматься. Малыш может даже отказаться от былых увлечений. С охотой он будет выполнять только те действия, желание совершить которое возникло у него самого, любые просьбы ребенок будет удовлетворять с неохотой. С этой особенностью связано также охотное занятие шитьем, вязанием, конструированием, поделками из бумаги или других материалов. И результат такой деятельности для ребенка очень важен.

Ребенок с началом кризиса 7 лет теряет непосредственность, начинает кривляться, манерничать, вести себя искусственно натянуто. Наряду с таким поведением малыш может стать замкнутым, неуправляемым, непослушным, начинает конфликтовать с родителями, с другими членами семьи, игнорируя их слова или отвергая.

Тактика родителей

Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям по возможности быстро и безболезненно преодолеть кризисный период их чада:

  • Следует поощрять самостоятельность и активность ребенка, предоставив возможность действовать самостоятельно. Лучше помогать, чем запрещать.
  • Необходимо привлекать малыша к обсуждению «взрослых» проблем.
  • Нужно выслушать и не критиковать, порою в словах ребенка есть рациональное зерно.
  • Повысить чувство самоуважения ребенку можно, приняв его точку зрения и согласившись с ним.
  • Не нужно забывать хвалить ребенка в случае его успеха, поощряя даже самое маленькое достижение на пути к цели.
  • Следует отвечать на любые вопросы ребенка. Этим самым дается толчок для социального и интеллектуального развития малыша.
  • Нужно быть последовательным в своих требованиях. Важно, чтобы слезы и истерики малыша не помогали ему настоять на своем.
  • Родители должны быть примером взрослого человека. Демонстрировать при ребенке обиду и раздражение, недовольство другими людьми – непозволительная роскошь. Малыш во всем подражает родителям, которые и в его поведении могут увидеть свои привычки и способы общения, как в зеркале.

Ссылка: https://infourok.ru/krizis-let-osobennosti-i-taktika-povedeniya-konsultaciya-dlya-roditeley-1839528.html 

Консультация для родителей

Выполнила: сурдопедагог Хертек Н.Ч

1. Ведётся работа над различением на слух таких качеств звука как "один-много", "тихий-громкий", "длинный-короткий", и слов, различающихся числом слогов.

2. Помимо обычных упражнений по слушанию (ритмические структуры, части песен и стишков, различение пения и речи) можно проводить занятия по распознаванию разных музыкальных инструментов, различение тонов.

3. В последнее время в процесс реабилитации детей после кохлеарной имплантации вводится обучение игре на музыкальных инструментах и пение. На индивидуальных занятиях, при работе над ритмами и при работе над выработкой реакции на звук, дети с удовольствием используют барабан, бубен, свисток, фортепиано. В форме игры дети быстро научаются не просто реагировать на звук, но и различать как высокие, так и низкие звуки.

4. Большое внимание уделяется ориентации в пространстве. Детям с кохлеарным имплантом трудно обнаружить локализацию звука. Для этого используются звучащие игрушки, мобильный телефон.

5. Систематически проводится работ над различением количества слов в предложении.

Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребенка с кохлеарным имплантом, необходимо создать оптимальные условия для развития у него слуха и понимания речи:

1. Ребенок должен постоянно носить кохлеарный имплант, процессор кохлеарного импланта должен быть хорошо настроен.

2. Во время занятий следует исключать шумы. Заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка ‒ реверберации (есть занавески, ковры, мебель).

3. При общении с ребенком лучше находится рядом с ним со стороны импланта на расстоянии до 1 метра.

4. Прежде чем говорить с ребенком нужно привлечь его внимание к себе.

5. При общении с ребенком лучше говорить простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы и тихие части слова.

6. Говорить с ребенком надо голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно.

7. Ребенок лучше понимает и запоминает речь, если слова и фразы повторяются.

8. Надо выделять голосом наиболее тихие части слов, предлоги, окончания, безударные слоги.

9. Следует учить ребенка узнавать отдельные звуки речи, чтобы он мог хорошо воспринимать речь окружающих.

10. Старайтесь на занятиях и в обычных ситуациях общения создавать ситуации, которые подталкивали бы ребенка к использованию речи.

11. Необходимо постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельно их использовать, а не только повторять.

12. При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время вам будет нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления, понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы.

13. Необходимо внимательно относится к речи ребенка, следить за правильностью построения высказывания, согласованием слов в высказывании, за правильностью словоизменения и словоупотребления. Поправляйте ребенка, если он ошибся, давая правильный вариант.

Ссылка: https://lornii.ru/upload/iblock/315/ivkoroleva_pres3.pdf#:~:text=«Слуховой»%20метод%20обучения%20детей%20с,о%204%20этапах%20слухоречевой%20реабилитации



Предварительный просмотр:

Выполнила: сурдопедагог Хертек Н.Ч

Ребенок с кохлеарным имплантом не глухой! Развивайте его как нормально слышащего ребенка.

1. Мамы и папы не сразу после проведенной ребенку операции по кохлеарной имплантации обращаются к сурдопедагогам и логопедам.

Это, к сожалению, очень частая ошибка, когда взрослые решают, что ребенку требуется время – 3-5 месяцев, чтобы привыкнуть к КИ. Важно знать, что процесс реабилитации нужно начинать сразу после подключения речевого процессора (в идеале сразу после установления диагноза о нарушении слуха). В самом начале пути ребенку нужен педагог, имеющий опыт работы с кохлеарноимлпантированными детьми.

2. Родители не дают ребенку времени на проявление себя, своих желаний или ответной реакции.

Речь о гиперопеке, когда мамы, папы, бабушки и дедушки стараются предугадать желание малыша. Например, стоит ребенку только указать в сторону игрушки или какого-то предмета, родители спешат его подать. Не дают малышу возможности продемонстрировать свое желание или попытаться назвать желаемый предмет. Не торопитесь, дайте ребенку время. Если у него возникают трудности, нужно еще раз спросить, что он хочет – мяч или мишку. Дождитесь ответа и обязательно похвалите малыша, скажите, что поняли его и еще раз назовите предмет, который он просил. Это – правильное речевое поведение в семье, когда процесс слухоречевой реабилитации идет естественным путем.

3. Использование жестов.

Очень часто взрослые «помогают» ребенку понять, что от него хотят,  с помощью жестов или других визуальных подкреплений. Например, показывают ложку, когда приглашают его за стол обедать. Как следствие, малыш реагирует не на обращенную к нему речь, а на жест или предмет – он видит ложку и понимает, что его зовут есть. Важно использовать визуальные подкрепления как можно меньше и реже, стараться учить ребенка понимать именно речь, слова. Конечно, если есть серьезные неврологические нарушения, использование жестов способно не только облегчить коммуникацию, но и помочь малышу чувствовать себя психологически комфортно оттого, что взрослые его понимают. В этих случаях мамы и папы сами должны научить сына или дочь пользоваться жестами, чтобы ребенок мог показать, что он, например, хочет есть или у него что-то болит. Но если малыш не имеет сочетанных патологий, мы настоятельно рекомендуем использовать в первую очередь слова.

Случается, что ошибки допускают логопеды и сурдопедагоги, к которым родители обращаются за реабилитацией ребенка с КИ. Не все специалисты имеют опыт работы именно с кохлеарноимплантированными детьми. Но не стоит переживать, если такого специалиста в вашем городе нет. Ребенок вполне может заниматься и с обычным логопедом. Не акцентируйте внимание педагога на том, что ваш малыш имеет инвалидность по слуху. Ведь ребенок с КИ не глухой, он слышит, и гипотетически в будущем у него должна быть норма по слуху. Поэтому пусть логопед или сурдопедагог работает с ним как со слышащим, но в рамках зоны ближайшего развития*.

Нередко логопеды и сурдопедагоги занимаются с ребенком по методике, предназначенной для обучения глухих детей. И здесь родителям нужно, что называется, держать руку на пульсе. Обратите внимание на следующие моменты:

1. Провел ли специалист диагностику развития ребенка.

С этого желательно начать коррекционную работу по реабилитации слуха и речи. Маленький человек овладевает речью постепенно, проходя определенные этапы: учится слушать, различать звуки, отличать речевые звуки от неречевых и так далее. Важно понять, на каком этапе в настоящий момент находится ребенок, ведь врожденная глухота могла повлиять на то, что малыш пропустил некоторые из них, и требуется в первую очередь их наверстать.

2. Уровень сложности заданий, которые специалист предлагает ребенку во время занятий, а также реакция ребенка на их выполнение.

Если малыш с интересом работает, выполняет успешно задания – значит,  процесс идет правильно. Неактуальные задания – пустая трата времени. Например, с ребенком начинают учить качественные прилагательные, при этом он не умеет разговаривать, не умеет соотносить звук и предмет. Соблюдение правила «от простого к сложному»?– очень важный момент! Специалист при работе с детьми после КИ должен учитывать не только физический возраст ребенка, но и его слуховой опыт.

5. Педагог учит ребенка глобальному чтению.

Суть заключается в том, что ребенку показывают карточки со словами и соответствующими изображениями предметов, подкрепляя визуальную картинку произнесением слова. Малыш по сути механическим способом учится воспринимать зрительно и на слух написанные целиком слова или словосочетания. Этот метод приемлем для детей с тяжелой потерей слуха, но не для кохлеарноимплантированных. Это очень хороший способ для накопления словаря, но применяется он в работе с глухими детьми, так как они не могут усваивать словарь на слух. С КИ детьми ситуация иная. Опираясь на свой многолетний опыт, мы настоятельно рекомендуем обучать ребенка с КИ чтению и грамоте по аналитико-синтетическому методу, при котором малыш знакомится с основными звуками родного языка, учится слышать их и выделять из речи, обозначать буквами. Очень часто мы сталкивались с тем, что дети, владеющие глобальным чтением, не могут назвать знакомые предметы на слух. Когда ребенку показывают подписанные картинки, например, картинку с изображением мяча и написанным под ней словом «МЯЧ», он может назвать увиденное, скажет: «Мяч». Но стоит только скрыть надпись, картинку убрать и попросить ребенка показать мяч, малыш теряется, он может не знать это слово на слух, не воспринимать или не соотносить звучание слова «мяч» с реальным предметом. Умение ребенком глобально читать (хотя чтением этот процесс назвать очень сложно, малыш на самом деле не читает, он просто зрительно знает названия предметов), к сожалению, не переходит в активную речь. Поэтому важно научить ребенка произносить буквы, сливать их в слоги, читать слова и анализировать, соотносить прочитанное (сначала по слогам) слово с изображением или предметом, учиться понимать смысл прочитанного.

6. Специалист уделяет слишком большое внимание чистоте звуков в речи ребенка.

Четкость речи, выговаривание каждого слога, запоминание правильного произношения слова – ненужный навык для ребенка с КИ на начальном этапе реабилитации. Утрированное проговаривание каждой буквы в слове приводит к тому, что малыш начинает говорить неестественно, скандированно. Это не только сложно для восприятия, но и может сыграть негативную роль в будущем, когда ребенок пойдет в школу. Дети, которых учили утрированно проговаривать слова, нередко пишут некоторые слова через пробелы. Поэтому, если ваш малыш говорит еще недостаточно хорошо, сокращает длинные слова до двух или даже одного слога это не плохо.  Пусть говорит неразборчиво, главное много! Потому что для ребенка с КИ важен процесс речи и понимание, ему необходимо накопление словаря, развитие фразы. А дальше можно постепенно переходить на коррекцию звукопроизношения, причем точно так же, как у ребенка с нормой слуха.

7. Все время занятий ребенок проводит за столом, не допускается его двигательная активность.

Сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми. Если ваш педагог настаивает на обязательном сидении за партой и ограничивает подвижность малыша, советуем сменить такого педагога, поскольку реабилитация в подобном формате вряд ли даст хорошие результаты. Мы уверены, что занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Ведь практически все дети с нарушениями слуха имеют дефицит внимания. Для такого ребенка сидеть со сложенными ручками и выполнять задания – практически нереальная задача. Удержать его внимание возможно всего на несколько минут, а дальше малышу нужно позволить выплеснуть энергию. Мы на занятиях с детьми играем, разрешаем им бегать и прыгать. Но это не значит, что время проходит впустую. Просто работа строится в форме игры. Малыши получают огромное удовольствие, а когда человеку хорошо он развивается. И мы это ежедневно доказываем в своей работе!

Ссылка: https://www.istok-audio.com/info/articles/kokhlearnaya_implantatsiya/rebenok_s_kokhlearnym_implantom_ne_glukhoy_razvivayte_ego_kak_normalno_slyshashchego_rebenka/ 

Выполнила: сурдопедагог Хертек Н.Ч

Развитие речи неслышащего ребенка.

И у слышащих и у глухих детей в одинаковом возрасте появляется гуление (что иногда затрудняет распознавание глухоты). Но, в отличие живых интонаций и певучего гуления слышащих, гуление глухих детей монотонно. Так как глухой ребенок не слышит своего гуления, оно, как и всякие неподкрепляемые реакции, быстро сокращается и исчезает (Ф.А. Pay и Ф.Ф. Pay, 1955). К семи-восьми месяцам у нормально развивающегося ребенка появляется лепет, который развивается благодаря тому, что ребенок его слышит. Вначале слышащий ребенок, играя, вторит своему лепету, который служит ему образцом для подражания. Затем он начинает подражать речи взрослых, к которой прислушивается и пытается подравняться, как к мерке.

У глухого ребенка, в отличие от слышащего, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. По имеющимся наблюдениям, у него не появляется лепет и не формируется собственная речь, так как он не располагает образцами для подражания.

На протяжении первого года жизни у глухого ребенка, несмотря на наличие исторически фиксированных предпосылок, задерживается развитие устной речи. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка также задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и Указаниям, которые он дает ребенку.

Наблюдения показывают, что различия между глухими и слышащими детьми, проявившиеся уже на первом году жизни, резко нарастают в раннем детстве. Одной из наиболее существенных особенностей Развития слышащего ребенка в этом возрасте является быстрое и интенсивное овладение речью: у глухого речь не появляется. Слышащий ребенок к трем годам делает громадные успехи в усвоении фонетики, словаря и грамматического строя языка, начинает широко, многообразно и правильно пользоваться речью в ее различных функциях, у него значительно расширяется мотивация речи. Поэтому различия между слышащим и глухим ребенком к концу раннего возраста очень значительны. Они нарастают, если в дошкольном возрасте глухим детям не создают особо благоприятных условий для овладения словесной речью .

Слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произно¬сит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя пе¬дагогическая работа специалистами-сурдологами, которая пред¬полагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использо¬вание подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного — слухового, зритель¬ного, тактильно-вибрационного — восприятия устной речи и вы-зывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений бли¬жайшего окружения (но со значительными неточностями в про¬изношении слов, с ошибками в их звуковом составе).

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он мо¬жет выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими слова¬ми, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни спо¬собствует его всестороннему психическому развитию .

По показателям развития речи у глухих детей наблюдается боль¬шое своеобразие. Для них характерно существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети, разви¬вающиеся нормально, уже овладевают к двум годам и значительно ее совершенствуют в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Речь глухих детей 6 — 7 лет бедна по словарю, по способам вы-сказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное сниже¬ние словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих сверстников.

Ссылка: https://www.defectologiya.pro/ 

Выполнила: сурдопедагог Хертек Н.Ч

Люди с нарушением слуха.

Посредством органов слуха человек воспринимает большую часть информации окружающего мира. Благодаря возможности слышать люди способны свободно общаться друг с другом, смотреть фильмы, слушать любимую музыку, да и просто комфортно себя чувствовать на улице. К сожалению, при определенных негативных воздействиях внешней среды эту способность можно утратить. Люди с нарушением слуха не могут в полной мере воспринимать звуковые сигналы, в результате чего появляются трудности с речевой коммуникацией. Опираясь на данные ВОЗ, каждый 20-й человек на земле страдает данной патологией. Присмотритесь к поведению своих близких – современные технологии позволяют справиться с недугом.

Как проявляется потеря слуха

Снижение остроты слуха – это нарушение слухового восприятия, когда люди не могут воспринимать окружающие сигналы. Такое состояние обычно разделяют на две категории: слух теряется частично, либо же человек ничего не слышит вовсе. Стоит отметить, что некоторые случаи глухоты необратимы, и не подлежат лечению. Однако при своевременном обращении в медицинское учреждение можно справиться с болезнью, причем без особых усилий.

Люди с нарушением слуха плохо распознают звуки и сигналы, как следствие, на признаки недуга могут указывать следующие факторы:

 наблюдаются трудности в восприятии речи собеседника, особенно если диалог происходит в шумной обстановке;

 часто следуют просьбы повторить ту или иную фразу;

 присутствуют сложности при телефонном разговоре;

 постоянное увеличение громкости телевизора, радио или иных приборов;

 ощущение, что окружающие люди говорят невнятно и тихо;

 для восприятия речи собеседника необходимо считывать информацию по губам;

 в ушах присутствуют посторонние шумы и звуки;

 для поддержания беседы требуется напрягать органы слуха.

Как проявляется потеря слуха

Если Вы замечаете проявление перечисленных признаков у себя, либо же у своих родственников, рекомендуем насторожиться – это первые сигналы, говорящие о проблемах со слухом. Нарушение правильного функционирования органов восприятия влечет за собой появление множества проблем, связанных с взаимодействием с другими людьми, а также окружающей средой.

Нарушение слуха: какие могут быть последствия

С возрастом у многих людей снижается чувствительность к звукам, что приводит к ухудшению качества жизни. Человек начинает теряться в пространстве, наблюдаются проблемы с общением и коммуникацией с обществом. Люди с нарушением слуха часто теряют работу, поскольку не могут в полной мере справляться со своими обязанностями. Более того, в дальнейшем это может привести к социальной изоляции, а отсутствие общения отразится на психике пациента.

С медицинской точки зрения люди, страдающие нарушением слуха, утрачивают также когнитивные способности – они становятся невнимательными, существенно ухудшается память и т.д. Подобная тенденция чревата повышенными рисками развития болезни Альцгеймера – на сегодняшний день полностью вылечить это заболевание не представляется возможным. Нарушение слуха можно обнаружить на первых этапах развития недуга – своевременное принятие эффективных мер позволит избежать проявления неприятных последствий.

Использование слуховых аппаратов для коррекции слуха

Использование слуховых аппаратов для коррекции слуха

Современный слуховой аппарат – это электрический прибор, позволяющий корректировать нарушение слуха. Такое приспособление позволяет людям не выпадать из социума и комфортно общаться с другими людьми. Принцип работы устройства прост: сигнал усиливается до нужной громкости, после чего передается непосредственно в ухо пациенту. Не стоит мириться с заболеванием – ношение слуховых аппаратов позволит полностью вернуть человека к прежнему ритму жизни.

Можно ли помочь человеку с потерей слуха?

Потеря слуха может быть скорректирована слуховым аппаратом. Хороший слуховой аппарат поможет:

Лучше слышать даже в сложной обстановке, такой как шумный семейный праздник.

Более чётко понимать направление и источник звука.

Вернуть себе радость и удовольствие от общения с близкими!

Ссылка: https://www.as.clinic/narusheniya-sluha/lyudi-s-narusheniem-slukha/ 

Выполнила: сурдопедагог Хертек Н.Ч

Игры и упражнения на развитие памяти

Как развить память у ребенка?

Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра с парами слов. Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по

смыслу, например, стул, стол, кошка, собака, вилка, тарелка. Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а для развития долговременной памяти - выполните то же упражнение спустя полчаса.

Как развить тактильную память ребенка? Завяжите глаза малышу, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в

котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.

Также рекомендуем развивать зрительную память детей. Для упражнения

необходимо склеить 2 башни из коробков. В одной башне будет 3 коробка, а в другой -

4. Сначала положите пуговицу в один из коробков, а задача ребенка - назвать, в какой башне и в каком отделении находится пуговица. Далее можно

будет использовать 2 пуговицы в разных башнях. Начинать выполнять упражнение можно ребенку с 3 лет.

Чтобы развить память и внимание, хорошо работать с картинками "найди отличия".

Концентрируйтесь на деталях, шагая по улице, пытайтесь как можно быстрее

находить вещи по определенному признаку, например, окна с голубыми занавесками.

Игры и задания

Слушаем и рисуем

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка: Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает. Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой. У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко, Сарафанчик синий,

Яркий и красивый. Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

***

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков

снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

Прогулка в картинках

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

Разрезанные картинки

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -

разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Какой игрушки не хватает?

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

Игру можно усложнить:

увеличив количество игрушек;

ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Где спрятана игрушка?

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

-убрать коробки на более длительное время;

-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

-заменить игрушки.

"Опиши игрушку!" (для детей 5-7 лет)

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Развиваем смысловую память

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь.

Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

ШУМ - ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.

(Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)

Развиваем внимание и память

3        5        4        7        8

Ребенку дается задание: посмотри на эти цифры и постарайся запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд. Далее взрослый закрывает цифры, а ребенок должен ответить на вопросы:

какое число находится справа от четверки?

Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?

Какие числа составят в сумме семь?

Какое число получится при сложении первых трех чисел?

Это задание опять для тренировки слуховой памяти. На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые вам должен произнести напарник. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных:

ПРЯЖА - НИТКА - СВИТЕР;

СИРЕНЬ - ВАЗА - ЦВЕТЫ;

РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ - ПОЕЗД;

МУКА - ТЕСТО - БУЛКА;

ОКНО - КРЫША - ДОМ;

МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ - СТАРИК;

ДЕТИ - МАМА - ПАПА.

Задание на развитие слуховой памяти

Пусть кто - нибудь прочитает вслух один раз следующие пары слов, которые вам предстоит запомнить:

БУЛКА - МУКА СЕСТРА - БРАТ

СВИТЕР - НИТКА ПАПА - СЫН

ВАГОН - РЕЛЬСЫ

Запомнили? А теперь проверим: из каждой пары ваш партнер будет называть лишь первое слово, а второе произносите сами.

Память

-Выделите последние слоги в ответах на вопросы. Прочитайте их по порядку. При правильном выполнении задания в каждом варианте должно получиться новое слово. ВАРИАНТ 1.

-Как называется мороженое с шоколадной глазурью на палочке?

-Без чего нельзя изготовить ни окно, ни очки, ни бинокль?

-Как называется слово, противоположное слову БЛИЗКО? ВАРИАНТ 2.

-Как называется слово, противоположное слову НИЗКО?

-Где в известной русской народной песне стояла кудрявая береза?

-Из какой деревяшки папа Карло сделал Буратино?

Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова

Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру:

6

2

2

8

3

3

7

1

4

6

3

9

1

5

8

1

4

9

2        6

7

4

1

8

3        9        2

Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок.

Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором - слуховую)

В третьей серии попробуйте научить ребенка одному из способов расширения

способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например, какое - то число совпадает с возрастом ребенка, какое - то - с номером квартиры и т.д.

Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.

Продолжите подобную тренировку, но пусть ребенок сам пытается найти какие - либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

Тот же самый прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и

слов. Постоянно учите ребенка использовать свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более

надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

Развиваем ассоциативную память.

-Напишите к словам определения, не забывая, что русский язык - самый богатый язык в мире. Он дает возможность точно и красиво описать любое явление. Например, утро может быть ранним, туманным, свежим, солнечным, ненастным, долгожданным...

Помните, что ни одно определение у вас не должно повторяться. КУКЛА -

МАМА - РЕКА - ДЕРЕВО -

ДРУГ -

КОНВЕРТ - ИГРУШКА - СУП -

СТОЛ - ДОМ - ПИСЬМО - НЕБО -

А теперь давайте проверим, сможете ли вы, не подсматривая, написать исходное слово около определения.

Развиваем слуховую память

Это задание рассчитано на работу с партнером. Вам медленно и лишь один раз

читают ряды слов. Ваша задача - запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА - получается закодированное слово СОК.

МАМА, ИСКРА, РОДИНА

КРАСКА, РОМАШКА, ЕДА, МОРЕ

ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН

СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА

ИГРА "Я - фотоаппарат"

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развить у детей не только память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика. Игра на развитие памяти:

Я положил в мешок...

В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок.

Взрослый начинает игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок

яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так

далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут..." (порядок тот же)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти "Каскад слов"

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребенок не сможет

повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное

количество слов.

Огонь

Дом, молоко 3.Конь, гриб, игла

Петух, солнце, асфальт, тетрадь

Крыша, пень, вода, свеча, школа

Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб 7.Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.

Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую - либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру

и попросите ее повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Дополнительные игры

Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, с нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо

куклы можно использовать любую игрушку.

Игра «Кто больше запомнит?»

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и

просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное

количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в

«магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

Игра «Нарисуй фигуру».

Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его

нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Игра "Кто знает больше"

Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета.

Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Двигательную память развивает игра «Делай, как я».

На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова».

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно

получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка- собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно

выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет

репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Игры для развития различных видов памяти

Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с

высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия

вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все

эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.

Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения).

Развивающая игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит.

После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Игра в слова

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф,

мышь, волк, диван,        кресло, медведь. Повтори!

ЗАДАНИЕ 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее

правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных,        а потом перечисли предметы мебели...)

ЗАДАНИЕ 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз. Вариант 2: Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко,

кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива. Вариант 3:

Трамвай,        нос,        велосипед,        троллейбус,        ухо,        лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Задания те же:

воспроизведи все - слова;

раздели на группы по одному общему признаку;

запомни и воспроизведи.

Примечание. Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6—7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это

свидетельствует о развитии у вашего ребенка памяти опосредованной (культурной).

Упражнения для развития памяти - От слова к рассказу.

Вариант 1:

Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их объединить. Придумай рассказ с помощью этих слов:

поляна,        колесо,        чашка,        экскаватор,        нора, лупа, весна, ведро. ЗАДАНИЯ:

расскажи рассказ;

перечисли все слова, которые я просил запомнить. Вариант 2:

Слова:

дружба, весна, цветы, крокодил, вода, песни, деньги, горе, болезнь, январь. Задания те же.

Вариант 3:

Слова:

собрание, вечер, ягоды, столб, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос.

Задания те же.

Гуляем по лесу

Теперь вместе со своим ребёнком мысленно перенеситесь в лес. Скажите ему, что вы будете называть птиц, а он должен вспомнить тех, кого вы пропустили.

Вы называете: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка…

Затем попросите ребёнка назвать всех птиц, которых он знает.

Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками с изображениями птиц.

В заключение ребёнок вспоминает тех птиц, которые были названы в начале игры.

Гуляем по зоопарку

Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке.

Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

Итак, лось, баран, тигр, крокодил…

Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает.

Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам.

В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.

«Найди предмет»

В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно, таким образом, и скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу.

Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге… Можно внести элемент соревновательности – договориться назвать определенное

число таких предметов. Или произносить их по очереди. Выигрывает тот, кто назовет свой предмет последним.

«Забывчивый художник»

Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у ребенка, чтобы понять,

чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует то, чего не хватает. Со временем забывчивость у художника будет «прогрессировать» и он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.

Дети могут выступать в этой игре в качестве художника, и уже задачей взрослого будет угадать: «А чего же не хватает?».

«Непривычный предмет»

Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения.

Разместим его на видном месте. Спросим ребенка, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Если размеры предмета это позволяют – попросим отнести

его на положенное место.

Можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для ребенка – проснувшись, найти «гостей» в своей комнате. Родителям только

останется вечером или до пробуждения ребенка помочь этим пришельцам проникнуть в детскую.

«Кто знает больше»

Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета.

Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Магазин»

Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и

«купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

Визуализация.

Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д.Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д.

Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он

посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были,

какого цвета…

Перепутались

"Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один

медведь, последний - котенок".

Ведущий выстраивает 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил

колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира".

Игра "Сложи узор".

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его

посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное

расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить

самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Цепочка действий

Попросите ребенка выполнить определенный набор действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.

Запомни и повтори

Взрослый произносит несколько чисел и просит ребенка повторить. Ряд чисел постепенно удлиняется. То же упражнение можно проводить с цветами, названиями животных, дней недели, месяцев и т. д.

«Снежный ком»

-Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо.

– Я налью воду, положу мясо и картошку. И т.д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и

купальник. И т.д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т.д.

Похожую игру можно проделать и с игрушками. На столе разложить несколько игрушек. Дать ребенку запомнить их расположение. Затем пусть он отвернется, а вы в это время уберете одну из них, или поменяете местами какие-нибудь две.

Повернувшись, ребенок должен воспроизвести первоначальное положение, или сказать, какого предмета не хватает.

Ссылка: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/09/05/kartoteka-igr-na-razvitie-pamyati-vnimaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...