Консультация для родителей "Как научить ребенка считать"
консультация

ШУВАЕВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА

Как научить ребенка считать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как научить ребенка считать68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как научить ребёнка считать

                                                                     

Вроде бы нет ничего сложного: 1, 2, 3, 4, 5... Но что делать, когда малыш категорически отказывается понимать, что после 5 идет 6, а после 9 - 10. Он меняет цифры местами или вообще пропускает их, доводя тем самым родителей до нервного срыва. "Умный мальчик, а путается в таких мелочах! Что будет дальше?" Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или... испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать. Считай всегда, считай везде. Лингвисты уже давно заметили, что при изучении любого языка человеку легче всего выучить именно числительные. Если для изучения азбуки и письма необходимы особые условия, то, для того чтобы научиться считать, совершенно необязательно сидеть за столом с книжкой и карандашом. Считать можно повсюду: на прогулке, в транспорте, в детской, на кухне и даже в ванной. Малышу исполнилось два годика? Начинайте. Учите его считать от 1 до 5. Отправляясь на прогулку, посчитайте деревья, подъезды в доме, детей на площадке, машины. Считать можно все. Одевая ребенка, обратите его внимание на то, что носков всегда два, а колготки одни, варежек тоже две, а шапка одна, сапог двое и так далее и тому подобное. Вернувшись с прогулки, пересчитайте ботинки в коридоре. Пусть малыш подумает, сколько человек могут обуться в четыре ботинка. Читая книжку, обращайте внимание чада на иллюстрации. Пусть оно посчитает, сколько здесь нарисовано котят, сколько щенят, сколько мячиков.

Хорошо помогают в обучении счету и всевозможные стихи-считалочки. Кроме того, ребенок должен осознавать, что он учится считать не просто так: из этого можно извлекать пользу. Например, теперь он знает, как поровну разделить конфеты. А накрывая на стол, попросите малыша помочь: "Дай мне, пожалуйста, три ложки, три вилки и один ножик". Ребенок должен понимать, что умение считать помогает человеку, а не человек подстраивается под счет. "Мы кладем три ложки, потому что будем обедать втроем". А не наоборот: "Мы будем обедать втроем, потому что у нас на столе лежит три ложки".  Перед походом в магазин поделитесь с ребенком: "Нам столько всего нужно купить... Запомни: картошку, морковь, свеклу и лук - всего четыре покупки. Пожалуйста, напомни мне, чтобы я ничего не забыла". Перечисляя покупки, загибайте пальцы. Затем попросите малыша повторить весь список. В магазине, если ребенок не напоминает вам о том, что нужно взять, спросите его: "Ты не помнишь, что нам надо купить?" Сделав покупки, обязательно их пересчитайте. Если чего-то не хватает, задумайтесь и проверьте вместе еще раз. Почувствовав, что маме без него не справиться, ребенок сконцентрируется. А заодно и потренирует свою слуховую память и навыки в счете. Если маленький покупатель все вспомнил, похвалите его. И в следующий раз усложните задание.  Дома можно закрепить навыки счета игрой в магазин. С совсем маленькими детьми проще играть без денег. Кстати, трехлеток больше всего привлекает именно процесс оплаты. Причем играть можно как настоящими деньгами, так и любой "семейной валютой": пуговицами, фантиками, конфетами. Можно поощрять малыша за правильные подсчеты. Например так: "Раздели пять конфет на троих, а лишние можешь забрать себе".

Цифровая азбука

После того как ребенок научился считать, можно переходить к изучению цифр. Малыши обычно просто заучивают ряд чисел от одного до десяти. Главное, чтобы ребенок осознавал, что цифры обозначают количество конкретных предметов. Будь то три котенка, три шарика или три яблока - это всегда обозначается одной цифрой.  Детям очень нравятся всевозможные "книжки-липучки" и магнитные цифры, которые можно прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у малыша перед глазами, он и сам не заметит, как выучит их.

Когда ребенок усвоит ряд цифр от одного до десяти, можно вводить понятие "ноль". Предложите ребенку посчитать то, чего нет. "Если у нас есть яблоки, мы их можем посчитать. А если мы съели все яблоки - ничего не осталось - то есть "ноль яблок". Слово "ноль" означает: "ничего нет".  Детям постарше (в 4-5 лет) расскажите, как образуются числа. Положите в ряд десять счетных палочек - в древности десять сокращенно называли "дцать". Сверху положите одну палочку (желательно другого цвета). Получается "один" на "дцать" - "одиннадцать". Добавляя в верхний ряд по одной палочке, вы постепенно дойдете до двадцати. Затем можно рассказать, как образуются десятки: два десятка - "два-дцать", три десятка - "три-дцать" и так далее. Исключение составляет число сорок, которое в древности означало "очень много", и девяносто, которое переводится, как "девять до ста". Изучая счет от 1 до 100, не требуйте от ребенка мгновенного запоминания. Удобнее всего двигаться поэтапно, например, каждую неделю увеличивать свои знания на один десяток. Сначала от 1 до 10, потом до 20. На следующий день, прежде чем изучать новые цифры, повторите то, что прошли вчера. Двигаться дальше можно только тогда, когда ребенок твердо усвоил предыдущий материал. Так постепенно вы изучите счет от одного до ста. Только помните, что малыш должен не запоминать, а понимать счет. Математика основана на понимании, поиске закономерностей. Ребенок должен разбираться, по какому принципу цифры располагаются именно в таком порядке, а не в обратном. Для закрепления изученного материала предложите ребенку следующие задания:                        

- Какое число стоит перед 5, 9, 21, 46, 85, 100.                                                                            - Какое число стоит после 8, 16, 26, 57, 82, 99.                                                                               - Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13, 45 и 47.                                                                        - Какое число пропущено: 5, 6, 7, 9, 10.                                                                                

Если счет от 1 до 100 не вызывает затруднений, можно переходить к обратному счету. Удобнее всего демонстрировать обратный счет на руках, загибая пальцы, или при помощи счетных палочек. Начинать лучше с пяти. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. От того, какое у него более развито мышление: пространственное или воображение. Бывает, что малыш с легкостью производит сложные математические расчеты, а обратный счет вызывает затруднения. Не давите на ребенка.  Показывайте ему обратный счет на конкретных примерах, например, спускаясь в лифте.

Прикладная математика

Современные первоклашки умеют пользоваться калькулятором и даже компьютером, но они совершенно не умеют считать в уме. На самом деле мозг, как и мышцы, нуждается в постоянной тренировке. И именно устный счет с раннего детства способствует активному развитию умственных способностей.                          Многие родители считают, что их трех - четырех - пятилетний ребенок еще не дорос до занятий устным счетом.

Но готовность к занятиям математикой проявляется не вдруг, она формируется. И если ее не развивать, она может не проявиться и к десяти годам. Уже с трех лет, одновременно с цифрами, можно в игровой форме преподносить ребенку первые уроки математики. Вот увидите, результат превзойдет даже самые смелые ваши ожидания. Объясните ребенку такие понятия, как "больше - меньше". Читая книжку, обращайте внимание малыша на рисунок. Пусть он посчитает, сколько нарисовано цветочков, бабочек. Хватит ли всем бабочкам по цветочку? Кого больше: цветов или бабочек? Играя в кубики, посчитайте их. Пусть чадо покажет, каких кубиков больше: больших или маленьких, красных или желтых, пластмассовых или деревянных. Первое время ребенок может путать понятия "большой и маленький кубик" и "каких кубиков больше", но это не страшно. Главное тренировка.  Для объяснения понятия "поровну" подойдут такие примеры: "У Маши две куклы и у Лены две куклы. У кого кукол больше?.. Ни у кого! У них игрушек поровну". Предложите ребенку разделить поровну четыре яблока на двух человек, шесть яблок на двух человек, шесть яблок на трех человек... Затем можно переходить к простым логическим задачкам: "На ветке сидело 4 белки, у каждой белки по орешку. Сколько всего орешков?" Получается? Значит, настало время осваивать элементарные математические действия: плюс, минус, равно. "У тебя было одно яблоко. Дали еще одно. Стало два яблока". Счет до 10 удобнее всего проходить на пальцах - это еще и полезная для пальцев гимнастика. Чтобы сложить 2 и 4, надо поднять на одной руке 2 пальчика, а на другой - 4 и сосчитать, сколько их всего "открыто". То же самое можно выполнять на конфетах, счетных палочках, игрушках. Бесполезно говорить ребенку: "Запомни: 5+3 будет 8". Ребенок должен понять сам механизм счета: сначала надо посчитать, сколько было, потом - сколько прибавили, а затем только - сколько стало.  Аналогичным образом объясняется и вычитание: сперва считается, сколько было, затем - сколько надо отнять, и потом - сколько осталось. Запомнить следует только то, что при сложении получается больше, чем было, а при вычитании, наоборот, меньше. Объясните ребенку, что в какой бы последовательности мы ни складывали предметы, результат получается один и тот же. Например, если мы сначала положим на стол три яблока, а затем две груши, то всего на столе окажется пять фруктов. И если мы сначала положим две груши, а потом три яблока, то все равно на столе будет пять фруктов. Таким простым образом вы объясните ребенку один из важных законов сложения: "От перемены мест слагаемых сумма не меняется". Сейчас в продаже появился огромный выбор книг и пособий по раннему развитию. Но прежде, чем предлагать их ребенку, внимательно изучите их сами. Избегайте примеров, которые содержат фразы типа "угадай, сколько получится", "определи без расчетов". Это в корне неверный подход к занятиям математикой.  Математика - точная наука. Она считает, а не угадывает. Нельзя учить ребенка счету на вопросах типа "угадай" или "догадайся", так как они имеют неоднозначные ответы. При такой постановке вопроса малыш может решить, что правильный ответ надо именно угадывать, а не вычислять. Часто можно услышать, как мамы первоклассников жалуются, что у их ребенка гуманитарный склад ума и совершенно нет способностей к математике. На самом деле, для занятий математикой не требуется обладание особыми способностями. Математические вычисления сами по себе способствуют повышению умственных способностей ребенка, развивают смекалку, память и формируют логическое мышление.

Играем и запоминаем цифры

Ваши дети знают еще не все цифры, а называют или "узнают” лишь некоторые из них. Они путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

Назови имя цифры. Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется, какие цифры знает ребенок и где он их видел.

Узнай цифру на ощупь. Предлагаются цифры в виде объемных фигур ("формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

Сделай цифру. Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать из теста "вкусные цифры". Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

Раскрась цифру. Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

Рисуем и угадываем. Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

Преврати цифру в смешную фигурку. Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в "человечков”, "зверюшек” или другие смешные фигурки.

Найди свою цифру. На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти "свою”.

Нарисуй столько же. Ребёнок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

Выполни движение. Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

Цифры на кубиках. Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

Подбери пары. К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

Правильно ли это? Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

Найди такую же. На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

Пронумеруй предметы. Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. "Выпадать” из нумерации могут сначала 1-2 цифры, а потом больше.

Определи соседнюю. Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать "соседей”.

Наклей цифры. Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

Какая цифра убежала? Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

Что перепуталось? На столе карточки с цифрами перевернуты "вверх ногами” или "вниз головой”, или даны в "зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

Назови и выложи. Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

Опиши цифру. Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

Напиши цифры. Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

Укрась цифрами. Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

Обозначь порядок цифрами. Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

Догадайся и напиши цифру. Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши - на единицу,  -крючок от вешалки - на двойку, бублик - на ноль и т.д.

Учимся играя

Развивающая игра "Спичечный поезд"

Цели: учить ребёнка различать цвета, цифры, развивать мелкую моторику в игровой форме.

Ход игры: Итак, для "Паровозика со спичками" необходимо взять 9 спичечных коробков, цветную бумагу, ножницы, клей, пальчиковые краски, "липучки", спички (счётные палочки). Ребёнок достаёт спички (счётные палочки) из коробков. Каждый коробок ребёнок обклеивает бумагой разных цветов, т. е. делаем их совершенно непохожими на другие коробки. Вырезаем столько цифр, сколько коробков (9) и присваиваем каждому "вагончику" свой номер. Пассажирами у нас выступают спички-сестрички. Количество и цвет спичек (палочек) зависят от того, в каком "вагончике" они будут путешествовать. Например, в жёлтом вагоне с цифрой "1" будет ехать одна жёлтая спичка, а в зелёном вагоне с цифрой "2" будут ехать две зелёные сестрички и т.д. "Пассажиров" разукрашиваем пальчиковыми красками.
На вагончики наклеиваем "липучки", чтобы в дальнейшем, когда все "пассажиры" займут свои места, наш поезд отправился в увлекательное путешествие.

Весёлое знакомство с цифрами

Часто дети после того, как выучат устный счёт, испытывают сложности с изучением соответствующих зрительных образов - цифр. Для некоторых детей графические образы слишком абстрактны, поэтому они не могут ни запомнить цифр, ни соотнести их с числом. Также может возникнуть проблема путаницы похожих изображений: 4, 7 и 1, 6 и 9, 3 и 8. Особенно важно устранить этот пробел до поступления в школу, ведь мама сможет заниматься с дошколёнком в комфортном для него темпе, и будет чутко реагировать на возникающие трудности.

Итак, учим цифры. В первую очередь нужно показать ребёнку на сходство между изображениями определённых цифр и предметами домашнего обихода. Поиграйте с малышом, возможно, у него возникнут свои ассоциации. Нарисуйте как предмет, так и цифру. С таким "обучающим пособием" можно придумать массу игр на запоминание, особенно, если каждый рисунок будет на отдельной карточке. Например, попросите ребёнка показать, какая цифра спряталась в определённом рисунке, пусть найдёт соответствие на карточках с цифрами. И наоборот - какая цифра похожа на бантик, а на косу?

Ещё интереснее и от этого легче будет ребёнку, если к каждой цифре вы сможете рассказать коротенький стишок. Помните: "Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею"? Запоминаем смешной стишок и совершенно незаметно при этом учим цифры. Очень интересной может стать для ребёнка игра на узнавание очертаний цифр на ощупь. Для этого нужно либо слепить цифры из пластилина или пластики, либо вырезать из плотного картона.

"Учим цифры - складываем пазлы"

Можно самостоятельно сделать пазлы, распечатав или нарисовав цифры на квадратах небольшого размера и разрезать на несколько частей (в зависимости от умений малыша - пополам, на три, четыре и шесть). Конечно, ребёнку будет легче, если каждой цифре будет соответствовать свой цвет. Пусть ребёнок попробует понять, какую цифру вы написали на его спинке, затем предложите "написать" цифру ему. Обязательное условие - писать с нажимом и цифру большого размера. Цифры можно ввести в ежедневную жизнь малыша, в его привычные занятия. Например, во время приготовления пищи можно складывать цифры из макарон, лепить их из теста. Лепка цифр из пластилина также поможет вашему малышу запомнить очертания цифр, ведь легче всего запоминается то, что делаешь сам, а если это ещё и увлекательно и интересно, да с любимой мамой… Можно скручивать цифры из проволоки и обводить по заданному шаблону по пунктирной линии. Творите, выдумывайте и пробуйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как научить ребенка считать?»

Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических занятий с детьм...

Консультация "Как научить ребенка считать"

Несколько способов, как играя научить ребенка считать....

Консультация для педагогов и родителей "Как научить ребенка считать"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14725904","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"416","width":"416"}}]]...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка считать?».

Консультация для родителей:  «Как научить ребенка считать?»....

консультация для родителей " Как научить ребенка считать " младшая группа

консультация для родителей "Как научить ребенка считать"...

Консультация для родителей: "Как научить ребенка считать?"

План конспект занятия по математике (младшая группа)....

Консультация "Как научить ребенка считать?"

Консультация «Как научить ребенка считать?»...