РАЗВИВАЕМ ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
консультация (младшая группа)

Фильева Светлана Анатольевна
Консультация для родителей, воспитывающих детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.razvivaem_taktilnoe_vospriyatie_osobyh_detey.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Развиваем тактильное восприятие особых детей

 Консультация для родителей, воспитывающих детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями.

                                                       Подготовила учитель-дефектолог  высшей квалификационной категории                                                       Фильева С.А.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Пензенский дом ребенка»

Февраль 2022г

 «Развиваем тактильное восприятие особых детей»

Консультация для родителей, воспитывающих детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями.

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

Особенные дети  это, как правило, дети с врожденной патологией, у которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.

Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность – ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу. Попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета – важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.

Как же мы можем помочь ребенку развивать мелкую моторику, а вместе с ней и тактильную чувствительность? В дошкольном возрасте главным направлением деятельности ребенка является игра, играя он познает мир. Чтобы заинтересовать малыша и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка даже за незначительные успехи!

Вся работа по развитию тактильного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением.

На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка. Необходимо приучить малыша положительно реагировать на определенные раздражители. На данном этапе целесообразно использовать следующие игровые приемы:

  • засыпайте тело шариками;
  • «опутывайте» лентами/шарфами/косынками;
  • поглаживайте различные части тела;
  • пожимайте ручки, пальчики ребенка;
  • прикасайтесь теплой грелкой к различным частям тела;
  • ритмично похлопывайте ладошками.

При этом не забывайте проговаривать потешку или пропевать песенку малышу!

На втором этапе взрослый начинает прикасаться предметами различной фактуры к частям тела малыша:

  • поглаживайте ваткой или мягкой игрушкой доступные части тела (щеки, шею, ладони, пальчики, ручки, ножки);
  • поглаживайте, используя гипотермию и гипертермию (марлей, салфеткой, смоченной в холодной и теплой воде, резиновой грушей, игрушкой, грелкой);
  • поглаживайте поролоном, щеткой, плотной тканью;
  • прокатывайте по рукам, ногам, предплечьям войлочные, резиновые и пластмассовые мячики (шарики, валики);
  • обдувайте обнаженные части тела феном, обмахивайте веером;
  • растирайте (более глубокое и интенсивное поглаживание) кисти рук, стопы, каждый пальчик рук и ног. Выполняется тремя пальцами: указательным средним и безымянным;
  • массируйте тело мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.

Для этого используйте сказочных персонажей, любимых животных малыша!

На третьем этапе близкие взрослые побуждают выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки мамы/папы выполняют направляющие действия и лежат на руках малыша:

  • проведете руками ребенка по поверхности обследуемого предмета (в руке взрослого находится рука ребенка);
  • совместно сжимайте поролоновые игрушки;
  • совместно сжимайте резиновые мячи/игрушки;
  • используя вязаную перчатку с нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждайте малыша ощупывать пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним);
  • учите ребенка удерживать небольшую игрушку одной рукой, манипулировать ею;
  • учите ребенка удерживать большую игрушку двумя руками.

На четвертом этапе родители побуждают ребенка выполнять полусопряженные, потом самостоятельные действия с предметами:

  • ощупывать предметы одной, потом двумя руками;
  • формировать умения манипулировать игрушками: трясти, толкать, отбрасывать, перекладывать из руки в руку;
  • играть с бумагой: мять, листать, сгибать, комкать;
  • играть с лоскутками ткани;
  • играть с нитями/лентами (наматывание клубков, связывание нитей/лент, распутывание узлов);
  • сортировать мелкие предметы (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки);
  • лепить из пластилина, глины, теста;
  • рисовать пальцами рук на песке, манке, рисовать ватными палочками, кусочком поролона;
  • играть со счѐтными палочками: вынимать палочки из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременно правой и левой рукой, перекладывать палочки из одной коробки в другую, составлять из палочек по образцу и по памяти геометрические фигуры.

Игровые упражнения на развитие тактильного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

В эти игры Вы спокойно можете поиграть с ребенком дома и на улице. Удачи Вам в развитии Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем тактильное восприятие у детей дошкольного возраста.

С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений: ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружаю...

«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

«Изотерапия как эффективное средство развития тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями в работе педагога-психолога»

Материал для педагогов-психологов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредствам сенорной интеграции....