Как устроены детские кризисы?
консультация

Захаренко Дарья Дмитриевна

Выделяют шесть возрастных кризисов в развитии детей:

  • кризис новорожденности (связан с отделением ребёнка от матери и приспособлением организма к условиям жизни);
  • кризис первого года жизни (столкновение с понятием «нельзя» протест);
  • кризис трёх лет (появляется позиция «Я – сам!», негативизм, упрямство, самоуправство);
  • кризис семи лет (кризис саморегуляции, потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка);
  • кризис подросткового возраста 12-16 лет (тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды. связан с половым созреванием,
  • юношеский кризис 17 лет встреча с взрослостью — переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ustroeny_detskie_krizisy_2.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                            

«Как устроены детские кризисы»

Выделяют шесть возрастных кризисов в развитии детей:

  • кризис новорожденности (связан с отделением ребёнка от матери и приспособлением организма к условиям жизни);
  • кризис первого года жизни (столкновение с понятием «нельзя» протест);
  • кризис трёх лет (появляется позиция «Я – сам!», негативизм, упрямство, самоуправство);
  • кризис семи лет (кризис саморегуляции, потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка);
  • кризис подросткового возраста 12-16 лет (тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды. связан с половым созреванием,
  • юношеский кризис 17 лет встреча с взрослостью — переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых).

Что должны знать родители о возрастных кризисах?

Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.

Кризис 1 года - Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом "нельзя", но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Кризис 3 лет -Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия- сделать наоборот.

Кризис 7 лет - Кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

- потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение — это действие будет иметь для самого ребенка;

- манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

- симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать.   Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет.

Формирование самоуважения. Формирование самоуважение является одной из черт проявления детского кризиса.

Страх быть несостоятельным. Новый статус, прикосновение к взрослой жизни, ощущение себя значимой фигурой, как правило, всегда нравятся младшим школьникам.

Изменение в поведении. Но, наряду с серьезными переменами в жизни дошкольника, которые, казалось бы, должны сделать его более важным, повзрослевшим, родителей может полностью обескуражить появление манерничанья, кривлянья, пререкания, капризов и других нехороших качеств в поведении ребенка.

От чего же это может происходить? обратить на себя внимание. И он их находит в уже знакомых детских формах поведения, пусть и негативных, но зато более действенных.

Переоценка своих действий. Если раньше, любое желание было обоснованно  одним лишь словом «Хочу», то сейчас, в семилетнем возрасте, ребенок все чаще задумывается над значением какого-либо действия или слова для его же самого: «а что

будет, если я…».

             Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Это новая ступень развития личности ребенка! В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис?

Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.

В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.

Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно.

Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения.

Педагог-психолог: Захаренко Д.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как устроить детский праздник?

Консультация для родителей в детском саду...

Консультация для педагогов ДОУ "Как устроить огород в детском саду"

В консультации коротко рассказывается о том, как правильно выбрать овощи для посадки в соответствии с возрастом детей, размер грядок, правила и сроки посева и пересадки, глубина заделки, о правилах ух...

Консультация для педагогов ДОУ: «Как устроить огород в детском саду».

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до...

Как устроить огород в детском саду

Консультация для воспитателей "Как устроить огород в детском саду"...

Организация детско - родительской конференции "Хочу все знать или как это устроено"

Детская познавательно – исследовательская конференция «Хочу все знать или как это устроено» как эффективная форма развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.Слай...