"Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе"
консультация

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnyorstvo_dou_i_semi.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.

В основе новой концепции взаимодействия ДОУ и семьи лежит идея ответственности родителей за воспитание детей. Все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении, в-третьих, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно повышает результативность, сокращает сроки коррекционной работы.

Таким образом, необходима просветительская работа с родителями, которая может варьироваться в зависимости от конкретных проблем.

В нашем ДОУ работа учителей-логопедов с родителями проводится в разных формах.

Очень важным методом является анкетирование. Анкетирование проводим в начале учебного года (сентябрь) и в конце первого полугодия. Полученные анкетные данные говорят об отношении ребенка и родителей к речевому дефекту, об уровне взаимодействия членов семьи, готовы ли родители к коррекционно-логопедической работе, ведется ли работа по преодолению речевых недостатков. В январе анкетирование проводим, чтобы узнать мнение родителей по поводу работы логопеда и воспитателей в группе и, чтобы учесть пожелания родителей для совершенствования коррекционно-педагогической работы.

Групповые собрания – постоянная форма работы с родителями. Они проводятся три раза в год (сентябрь, январь, май). На первом организационном собрании закладывается основа взаимоотношений с родителями. Мы обозначаем цели и задачи совместной работы, рассказываем о системе логопедических занятий. Внимание акцентируем на важности участия родителей в логопедической работе. Приглашаем родителей выпускников. Они в доступной и убедительной форме рассказывают о значимости их помощи, о результативности совместной работы. Используем образцы письменных работ учащихся, чтобы показать родителям насколько негативно влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. Таким образом, создается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

На каждом собрании подводим итоги работы, обязательно отмечаем успехи не только детей, но и родителей, которые занимаются с ними.

Следуя правилу: «Услышанное запоминается на 15%, а проделанное на 70%», включаем в собрание фрагменты занятий с детьми или родительские тренинги. На собрании ставим конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения.

Мы разработали тематические консультации для родителей. Каждая консультация посвящена какой-нибудь проблеме или особенности речевого развития детей. Они содержат методические рекомендации, практический материал.

Одна из эффективных форм работы- открытые занятия для родителей, особенно совместные занятия. Родители являются их равноправными участниками. На совместных занятиях они могут помогать своим детям, вместе с детьми обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, овладевают навыками звукового анализа. Самое главное – между детьми и родителями создается эмоциональный контакт.

Непрерывная связь с родителями осуществляется и с помощью индивидуальных форм работы. В течение учебного года проводим индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и т. п.). Приглашаем родителей на индивидуальные занятия. У каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь, в которой дается домашнее задание на закрепление речевого материала. В каждой тетради есть памятка для родителей, комплекс артикуляционной зарядки. Тетради красочно оформляются родителями и детьми. При правильной организации совместных занятий у детей формируется устойчивая положительная мотивация учебной деятельности.

Немаловажную роль играет наглядная агитация:

специальные «логопедические уголки»;

информационные стенды;

выставки методической литературы для родителей;

выставки дидактических игр;

ширмы, папки-передвижки;

печатная продукция, которую помогают делать родители:

• информационные листы (информируют родителей об этапах и результатах коррекционной работы);

• открытки (позволяют в позитивной форме фиксировать достижения ребенка, стимулируют участников коррекционной работы).

Особое место занимает совместное творчество родителей и детей:

рисунки по лексическим темам;

организация выставок: «Наши пальчики – язычку помощники»;

книжки-малышки (словесное творчество детей). Мы практикуем «домашнее задание»: записать рассказ ребенка на определенную тему. Из таких рассказов составляем альбом или книжки-малышки, которые впоследствии используются в работе с детьми;

подготовка и участие в детских утренниках;

пособия, сделанные в семье, используются на занятиях.

Практикуем создание речевых традиций в семье:

• «Копилка новых слов»- это игра, целью которой является расширение, закрепление и конкретизация словаря.

• Появление правильного звука в речи ребенка - это большое и радостное событие в жизни дошкольника и его семьи. Оно не может быть незамеченным. Этому событию посвящается праздник «День рождения звука». Ребенок, виновник торжества, готовит дома концертный номер, например, стихотворение, в котором часто встречается введенный в речь звук. Дети группы и воспитатели тоже готовят свои «речевые подарки»: дарят картинки, в названиях которых встречается нужный звук.

• «Домашняя игротека» помогает родителям разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия.

На будущее планируем ввести новую традицию – разбить «клумбу выпускников». В мае родители с детьми будут садить цветы.

Проводить в мае День открытых дверей для родителей и будущих воспитанников логопедических групп. Родители и дети смогут познакомиться с учителями-логопедами, воспитателями, посмотреть открытое занятие с детьми-выпускниками.

Планируем выпускать газету «Логоцветик».

Данная практика сотрудничества ДОУ и родителей показала себя достаточно эффективной. Повысился уровень активности и компетентности родителей. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями.

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы преодолеваем сложный процесс коррекции речи у детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Материал консультации знакомит родителей с офсновными формами коррекционно-л...

Консультация для родителей "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе"

Консультация для родителей "Партнёрство ДОУ и семьи"...

Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе

Так с целью повышения педагогической грамотности родителей и внедрения инновационных форм взаимодействия с семьей, учителями-логопедами нашего ДОУ организована «Логопедическая школа для ро...

Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе.

          «Педагогическая культура родителей оказывает большое влияние на правильность воспитания ребенка. Познать педагогику, овладеть секретами воспитательного воздей...

«Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе»

Консультация для родителей. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребен...

Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе

Обогащение родителей педагогическими знаниями...

Консультация для родителей детей с нарушениями речи "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе"

Данный материал рассказывает об особенностях взаимодействия детского сада и родителей детей с нарушениями речи для полноценной и успешной работы по преодолению речевого дефекта у дошкольников....