Картотека для опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Тарабановская Анастасия Олеговна

Совместная опытно-экспериментальная деятельность предоставляет прекрасную возможность для взаимодействия всех участников педагогического процесса. Для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс и деятельность группы, а также для повышения их педагогической компетенции, предлагаю небольшие мастер-классы для родителей, разрабатываю буклеты, картотеки для домашнего экспериментирования. Таким образом, мной предлагалось разнообразить семейный досуг во время выходных, что поможет гармонизировать детско-родительские отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_dlya_domashnego_eksperimentirovaniya.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашняя лаборатория Делаем облако Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Куда делись чернила? Превращения. В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Слайд 2

Домашняя лаборатория Два апельсина Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке». «Водоплавающее» яйцо Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».

Слайд 3

Домашняя лаборатория Зубная паста для слона Этот вариант опыта с содово-уксусным вулканом. Можно сказать, это один из лучших способов показать ребенку, что такое химическая реакция. Возьмите мерный стакан и налейте в него немного десятипроцентной перекиси водорода, средства для мытья посуды и пищевого красителя. Далее добавьте в эту смесь чуть-чуть дрожжей. И просто наблюдайте за тем, что случится дальше. Реакция, происходящая в результате разложения перекиси водорода, катализируемого йодидом калия, высвободит много пены — очень много. Но не переживайте: она абсолютно безобидна. Домашняя радуга. На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.

Слайд 4

Домашняя лаборатория " Рыбалка" Опускаем лед в воду. Нитку кладем на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Теперь насыпаем немного соли на лед и ждем 5-10 минут. Берем за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана. Соль, попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Крышка из бумаги Вырезаем квадрат из бумаги, кладем его на стакан и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса! Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух. Давление воздуха больше давления воды в стакане, поэтому лист и не падает.

Слайд 5

Домашняя лаборатория Самонадувающийся шарик В бутылку наливаем уксус примерно на треть. Через воронку засыпаем в шарик 2-3 ч. л. соды. Надеваем шарик на горлышко бутылки, и он начинает надуваться. Заполненный углекислым газом шарик не сможет подняться вверх. Чтобы воздушный шарик держался у потолка, потираем его о любой синтетический материал, а потом «приклеиваем» к потолку. В результате взаимодействия соды и уксуса выделяется углекислый газ, который и наполняет шар. А благодаря статическому электричеству шарик продержится на потолке до 5 часов. Мягкое яйцо Кладем одно сырое яйцо в банку с обычной водой. Второе яйцо кладем в стакан с уксусом. Яйца выглядят абсолютно одинаково. Оставляем яйца на несколько часов. Первые результаты опыта можно увидеть через 5-6 часов, а полностью мягким яйцо станет через 7-10 дней. С яйцом, которое находилось в уксусе, произошли химические изменения. Яичная скорлупа состоит из углекислого кальция, а уксус — кислота, которая растворяет это вещество. Химический процесс взаимодействия яйца и уксуса называется декальцинированием и проходит в два этапа: сначала скорлупа становится мягкой, а потом исчезает совсем.

Слайд 6

Домашняя лаборатория Три слоя жидкости На дно посуды наливаем сок, аккуратно по стенкам добавляем подсолнечное масло. Подкрасив спирт, так же аккуратно наливаем на масло. Жидкость слоями распределяется друг над другом. У этих жидкостей разные плотности: менее плотное вещество распределяется над более плотным. Чтобы опыт стал ярче, вы можете подкрасить жидкости. Карандаши Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой. Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Слайд 7

Цветная капуста Добавьте в 4 стакана пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета. Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет. «Песчаный конус» Цель. Установить свойства песка. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы ; движение песка похоже на течение. Песок может двигаться. Домашняя лаборатория

Слайд 8

«Вода при замерзании расширяется» Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла? Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется. «Кому лучше?» Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой горшок с почвой, предметы ухода за растениями. Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы. Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее. Домашняя лаборатория

Слайд 9

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в поллитровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук. Делаем творог Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку. Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием. Домашняя лаборатория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Организация опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях"

Буклет разработан для просвещения родителей в вопросе опытно-экспериментальной деятельности. Предложен материал для организации опытов и экспериментов с дошкольников дома родителями....

Консультация для родителей «Опытно - экспериментальная деятельность в домашних условиях»

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно пок...

Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях....

07.05.2020 г Сидим дома с пользой. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

В дни "карантина" предлагаю вместе с детьми погрузится в "волшебную магию". Опыты, эксперименты очень интересны детям. А самое главное, исследуя ребенок сам отвечает на с...

Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

В дни "карантина" предлагаю вместе с детьми погрузится в "волшебную магию". Опыты, эксперименты очень интересны детям. А самое главное, исследуя ребенок сам отвечает на с...

Рекомендации для родителей. Картотека игр по исследовательской деятельности в домашних условиях.

Когда сынишке было три,Хотел он всё на свете знать.И задавал, пока он рос,На дню стотысячный вопрос.  Предлагаю вместе с детьми погрузится в "волшебную магию". Опыты, экспер...

Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях"

Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях"...