Критерии психологической готовности ребёнка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа)

Протиняк Алёна Игоревна

консультация для родителей детей подготовительных к школе групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.odt29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Критерии психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Психологическая готовность:

1. Мотивационная готовность:

    • Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.  Знает кто и чему будут учить в школе. Осознает то, что в школе нужно выполнять задания систематически.

2. Готовность социально-коммуникативной сферы:

    • Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования взрослого, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

3. Эмоциональная устойчивость:

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций (истерики, крики, импульсивность и подобные действия), на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение: слушать, слышать, не отвлекаться, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Интеллектуальная готовность:

    • Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

    • Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.

    • Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

Психофизиологическая готовность:

    • Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.

    • Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.

    • Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

 

Рекомендации:

Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно!

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

    • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

  • Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)

   • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация клинического психолога, психотерапевта с последующей коррекцией поведения)

  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с учителем, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).

Не забывайте о том, что дети после школы дома должны много и с интересом играть, но не в игры в гаджетах, а с игрушками, настольными играми, играми-экспериментами и т.п.

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу — нет».

Желаем Вам Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Я работаю в детском саду воспитателем уже десять лет, мне часто приходится слышать вопрос от родителей: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу­чению, кто отвечает за успешно...

Консультация для родителей «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:•         физиологическая готовность,•...

«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, заинтересованы в школьных успехах своих детей, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к пост...

Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Тест для родителей Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе...

Доклад-презентация "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Психологическая готовность к обучению в школе - это важный аспект успешной адаптации и обучения. Психологическая готовность включает ряд компонентов, способствующих формированию системы потребностей и...

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хот...

"Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Консультация для рдителей в детском саду " Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"...