Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях
консультация (старшая, подготовительная группа)

Рябченко Ольга Сергеевна

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_doshkolnikov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.  Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок изучает мир, как может и чем может. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите ребенку попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Когда занимаетесь посадкой или уходом за растениями, старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Камни можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. Их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно делать различные картины, поделки.

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Предлагаю вашему вниманию несколько домашних опытов и экспериментов:

Опыт «Что плавает, а, что тонет?»

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов.

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Опыт «Что происходит с солью и сахаром?»

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись? Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах. Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Опыт «Какого цвета вода?»

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получиться зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Опыт «Куда девалась вода?»

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы: Прозрачная ёмкость с водой, губка или ткань.

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.

Опыт «Микробы»

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Материал: глубокая тарелка, молоко, средство для мытья посуды, чёрный перец (корица, блёстки), ватные палочки

Опыт: Наливаем немного молока в тарелку, насыпаем немного перца(корицы). Затем обмакиваем ватную палочку в средство для мытья посуды и макаем в тарелку с перцем.

Задача родителей провести с ребёнком беседу, сказать, посмотри сколько микробов в тарелочке, что же интересно будет, если мы добавим в них мыло? Ребёнок макает ватную палочку в тарелку. Посмотри, микробы убежали!!! Так же происходит и с нашими ручками. Если их не мыть, на них накопить я много микробов. После эксперимента обязательно закрепить беседу и помыть ребёнку ручки.

Опыт «Разноцветная радуга»

Цель: наблюдать за состоянием разноцветных конфет при взаимодействии с водой

Материал: конфеты M&M’s или Skittles, неглубокая тарелка, теплая (ближе к горячей) вода.

Опыт: разложить M&M’s или Skittles по кругу тарелки, добавить теплой водички, и ждём несколько секунд... Разноцветная радуга готова.

Эксперимент с водой, маслом и солью

Опыт продемонстрирует ребёнку свойства и особенности взаимодействия веществ, которые мы используем ежедневно.

Материал:

Вода, растительное масло, соль, пищевой краситель, стакан.

Опыт:

Наполните стакан водой на две трети.

Налейте немного растительного масла — оно легче воды, и слой масла останется сверху, не опускаясь на дно стакана.

Для большей наглядности насыпьте в стакан пищевой краситель.

Медленно всыпьте в полученный раствор соль — примерно одну чайную ложку.

Вы увидите, как масло вместе с подкрашенной солью опускаются на дно — хотя масло и легче воды, более тяжёлая соль увлекает масло вниз вместе с собой.

 Опыт «Как пьет воду дерево»

Все знают, что деревья способны всасывать влагу из почвы, но как жидкость поднимается к самой верхушке дерева?

Материал:

спичка или зубочистка;

небольшая емкость (ложка или блюдце);

зеленый бриллиантовый (говоря проще — зеленка).

Ход опыта:

аккуратно застилаем поверхность стола (потому что зеленый бриллиантовый — очень мощный краситель, и только тщательная подготовка к эксперименту защитит стол от трудно выводимых пятен);

капаем немного зелёнки в емкость;

опускаем конец спички или зубочистки в зеленку, держа деревянное изделие вертикально;

наблюдаем, как зелёнка медленно ползет вверх, окрашивая деревянную плоть.

Объяснение:

Мы увидели именно то, что и происходит в природе: даже мёртвая древесина может «поднимать» жидкость. Способность эта объясняется наличием в стволе дерева образованных клетками древесины тончайших трубочек-каналов (капилляров), по которым вода поднимается.

 Опыт Шагающая вода

Вода — удивительная субстанция, и вы в очередной раз сможете убедиться в этом, а заодно и удивить детей, в ходе этого эксперимента.

Материал: восемь пластиковых стаканчиков (можно больше или меньше), вода, пищевой краситель разных цветов и бумажные полотенца (или салфетки).

Расположите стаканы в ряд, налейте немного воды в каждый второй, а затем добавьте в каждый краситель разного цвета. После сделайте несколько полосок из бумажных полотенец и поместите каждую из них в стаканы — одним концом в стакан с водой, другим — в пустой. В итоге вода постепенно переместится в пустые стаканчики.

Опыт «Невидимые чернила»

Материал: пищевая сода, чашка воды, ватная палочка, лист белого картона.

Для проведения этого эксперимента вам нужно смешать треть чашки пищевой соды с третью чашки воды — получится мутноватая белая смесь. Затем возьмите ватную палочку, окуните в полученную смесь и напишите что-то на листе белого картона. Конечно, поначалу вы ничего не увидите.

Постарайтесь аккуратно — если это возможно, ведь здесь будет орудовать ребенок — полить невидимую надпись виноградным соком. Кислый сок вступит в реакцию с содой — и надпись проявится.

Постарайтесь аккуратно — если это возможно, ведь здесь будет орудовать ребенок — полить невидимую надпись виноградным соком. Кислый сок вступит в реакцию с содой — и надпись проявится.

Опыт «радуга в стакане»

Цель: Формировать представление детей о некоторых свойствах воды

Материал: Сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов.

В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители: в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан добавьте ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается.

В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа налейте в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения, то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга.

Опыт с окрашиванием пекинской капусты

Ну и в заключение еще один эффектный эксперимент. Сделать его можно как с листами пекинской капусты, так и с белыми цветами, например, с тюльпанами или розами.

Все просто. Если цветы или капусту поставить в крашеную воду, то очень скоро они окрасятся в тот же самый цвет, который был использован нами для окрашивания воды. Уже через час будут видны первые результаты. А через два – цвет станет еще более насыщенным. Очень важное замечание! Капуста не будет окрашиваться, если для цвета добавить в стакан гуашь, акварель и даже тот сухой краситель в таблетках. Подойдут только кондитерские пищевые красители, лучше всего жидкие. Очень интересные результаты можно получить, если разрезать основание листа капусты на две части и погрузить в воду разных цветов. Тогда вы увидите, как красители будут «бороться» за свою территорию на листе.

 

Если ребенок – исследователь найдет поддержку у родителей – дома, у педагога - в детском саду, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?

Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из рубрики "Семейное воспитание". Консультация для родителей «Подвижные игры с детьми в домашних условиях».

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваива...

Консультация для родителей: «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях»

Консультация для родителей: "Занимательные опыты с детьми в домашних условиях"...

Консультация для родителей "Экспериментирование с детьми в домашних условиях"

Необходимо направить энергию детей в нужное русло....

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях.

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях.Любой ребёнок в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой эне...

"Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях"

Любой ребёнок в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой энергии. Придумал гипотезу, воплотил, получил результат. На самом деле, всё, чем занимаются дети бо...

Консультация для родителей дошкольников. Экспериментирование с детьми в домашних условиях

Любой ребёнок будет в восторге от экспериментов. Почему? Да потому что тут проявляется максимум творческой энергии. Придумал гипотезу, воплотил, получил результат. На самом деле, всё, чем занимаются д...

Консультация для родителей: "Организация экспериментирования для детей в домашних условиях"

Консультация для родителей: Организация экспериментирования для детей в домашних условиях...