Консультация для родителей « Ценности народной культуры»
консультация (средняя группа)

Мамыкина Ирина Ивановна

…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.» В.Сухомлинский

 

 

В настоящее время повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, к укреплению национальных культурных традиций, т.к. именно в этом нужно искать исторические корни и истоки наших характеров и взаимоотношений. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, нравственные устои, научить уважительно относиться к памяти предков и прививать любовь к Родине, к семье, к русской народной культуре, воспитывая патриотические чувства. И чем раньше мы начнем это делать, тем лучших результатов добьёмся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 4 «Сказка»

корпус «Незабудка»

Консультация для родителей

« Ценности народной культуры»

Подготовила: воспитатель высшей категории

 Мамыкина Ирина Ивановна              

г.о. Протвино

2022г.

«…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

     Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

       в которых воплощается Родина.»   В.Сухомлинский

В настоящее время повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, к укреплению национальных культурных традиций, т.к. именно в этом нужно искать исторические корни и истоки наших характеров и взаимоотношений. Поэтому очень важно возродить преемственность  поколений, нравственные устои, научить уважительно относиться к памяти предков и прививать любовь к Родине, к семье, к русской народной культуре, воспитывая патриотические чувства. И чем раньше мы начнем это делать, тем лучших результатов добьёмся.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима  детям .Приобщение детей к народной культуре, мудрости обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и решению множества задач воспитания. А это является огромным запасом положительной энергии, направленной на созидание , а не на разрушение и стимулирует познавательную и творческую активность детей.

Воспитание детей народной культуре нужно строить на  

ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ и СРЕДСТВАХ:

1.широкое использование фольклора;

2. знакомство с русскими народными играми, считалками, загадками;

3.знакомство с традициями, предметами, обрядами;

4. театральная деятельность;

5.знакомство с музыкальным фольклором;

6.знакомство с декоративно- прикладным искусством.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками сконцентрировалась в произведениях русского ФОЛЬКЛОРА. С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки.

Колыбельная песня , прежде всего отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком Они настраивают на  гармоничный музыкально – поэтический лад.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ –их можно назвать энциклопедией народной жизни. В них много материала практического характера, заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине,  обращенных  к нравственной сути человека.

СКОРГОВОРКИ выполняют задачу по развитию речи и фонематического слуха ребенка .Дети любят веселые считалки, которые помогают не только по честному определить кто водит  в игре ,но и приучают к сноровке и проявлению инициативы .Так же детям нравятся загадки,  которые  испытывают сообразительность человека, развивают догадливость, раскрывают глаза на красоту и богатство окружающего мира.

НАРОДНЫЕ  ИГРЫ формируют интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребенок будет жить долгие годы. Они  отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, находчивыми и стремиться к победе. Игра  всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В них сохранились отголоски  древней старины, колорит и оригинальность самовыражения. Поэтому игры часто были  непременным элементом народных праздников.

Каждый народный ПРАЗДНИК в России сопровождался обрядами  и  песнями, через которые дети не только получали новые знания о мире , но и организовывали непосредственное участие в них. Под музыку и без неё водили хороводы, пели, плясали, играли. У детей не было особых детских праздников , но они чувствовали общую атмосферу и веселились вместе со всеми. А это содействовало сплочению людей и соединению поколений. Так родилась традиция .

ТРАДИЦИЯ – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа, которая означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение  обычаи, порядки, правила поведения, ценности. Русские народные традиции помогают выработать способность  управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народные СКАЗКИ, где часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему, уничтожается зло, побеждает добро и устанавливается справедливость и согласие в мире. Дети и сказка – неразделимы! Педагогическая ценность сказки доказана в течение столетий.

Важная особенность сказок – образность, соответствие чертам характера героя . И здесь подключается ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, где дети глубже чувствуют атмосферу, обыгрывая знакомые сказки, небылицы, песенки, потешки .Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой с игрой на музыкальных инструментах, заряжает позитивной энергией на весь день. Детский музыкальный фольклор имеет большое значение в приобщении его к истокам истинного народного творчества.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети узнают историю зарождения народных ПРОМЫСЛОВ.

Ценность народной культуры огромна, а их утрата – невосполнима. Поэтому мы призываем Вас, родители, более усердно приобщать детей к русской народной культуре. И желаем Вам успехов в воспитании будущего поколения!

Советы родителям.

Дома пойте с детками русские народные песни, заведите фонотеку с русским фольклором;

Из множества русских пословиц и поговорок выберите те,  которые могут сопровождать трудовую деятельность. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях ребенок научится понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Например, ваш ребенок сидит на ковре. Скажите: «От скуки бери дело в руки» и дайте какое-то поручение. Ребенок охотно приступит к делу. А после того, как работа будет закончена, похвалите его и спросите, почему так говориться. Таким образом, вы поможете осмыслить пословицу и результат своего труда.

 В повседневной жизни так же используйте и загадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле  на грядке я , красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на признак:»Это морковь, потому что растет в земле». «А разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая). Таким образом, остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно.

Для развития четкой дикции ребенка используйте скороговорки, чистоговорки. Попросите произнести заученную  скороговорку  громче и тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена, меняйте темп. Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Затем можно предложить задание более творческого характера. Передать, например, свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или намерения. Например, поставьте перед ребенком  задачу выразить огорчение («Проворонила ворона вороненка»), удивление («На горе Арарат растет крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша  Маша маленька, на ней шубка аленька»),

В результате систематических упражнений у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, будут самостоятельно  организовывать народные игры – забавы с помощью считалок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры"

Консультация предназначена для воспитателей и родителей. В данном материале раскрывается тема необходимости приобщения детей к народным обычаям, традициям, фольклору....

Консультация для родителей « Роль народной культуры на формирование личности ребенка»

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.Старая ...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Консультация для родителей приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры

рекомендации родителям о важности приобщения детей к народному творчеству...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....