Консультации для родителей
консультация

Шишкина Ксения Анатольевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании ЗОЖ у дошкольников».

  «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

     Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

     Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

      Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

     Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

     Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию здоровый образ жизни и вступить на путь здоровья.

     Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

     В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

   Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в домашних условиях должен соответствовать режиму в детском саду.    Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

     Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;Хочу такой сайт

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, группа, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимание значения здоровый образ жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний.

    Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образ жизни:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

    Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.



Предварительный просмотр:

Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков 

Предлагаем вашему вниманию доклад профессора, доктора педагогических наук Марины Леонидовны Скуратовской «Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков». 
Одна из особенностей современной цивилизации заключается в переходе к информационному обществу, в бурном развитии телевидения и интернет-технологий. Появление в каждом доме телевизора привело к тому, что значительную часть свободного времени многие люди проводят перед телеэкраном. Встречи с друзьями, прогулки, чтение книг, занятия спортом заменяются многочасовым просмотром телепередач. Почему люди так быстро изменили свой образ жизни? Оказывается, этому есть научное объяснение. 
Учёные считают, что такое влечение к телевидению формируется благодаря врождённому свойству человека – так называемому исследовательскому рефлексу, который был заложен природой как защитная реакция для быстрой слуховой и зрительной реакции на неожиданный или новый раздражитель, который мог сигнализировать об опасности. 
Ещё в 1986 году учёные из Стенфордского университета и университета Миссури (США) пришли к выводу, что такие эффекты телевидения, как монтаж, смена планов, наезды, шумы, свет, воздействуют на исследовательский рефлекс человека и способны долго удерживать его внимание. Например, в рекламных роликах, музыкальных клипах планы и ракурсы меняются со средней скоростью один объект в секунду, раздражая исследовательский рефлекс безостановочно. Именно задействованным на полную мощь исследовательским рефлексом объясняется распространённые ответы телезрителей: «Когда я смотрю телевизор, чувствую себя загипнотизированным», «Если телевизор включён, я не могу отвести от него взгляд» и т. д. 
Гипноидное состояние резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы её запечатления и программирование поведения. 
Но есть и более глубинное влияние рекламы на человека. Красочность, яркость рекламы приводит к сильному перекосу в сторону товарного потребления, стимулирования не духовных, а исключительно материальных интересов. Заведующий кафедрой психоэкологии Российского университета дружбы народов, академик И.В. Смирнов рассказывает, что в ходе каждой процедуры диагностики, проводимой учёными, обязательно тестировались высшие нравственные сферы: идея Бога, идея семьи, идея Родины и ещё ряд подобных базовых идей. Результаты показали, что у людей отрицаются высшие, базисные понятия. Обесценено то, ради чего человеку имеет смысл жить. Вместо этого подставляются ценности материальные, такие как потребление, развлечение, накопление. 
Идея Бога – не на словах, а как глубинное восприятие, отмечает И.В. Смирнов, совершенно убрана из душ большинства наших современников. Даже среди священнослужителей, которые проходили диагностику на кафедре психоэкологии, ни один этой идеи не имел. 
Этому очень тревожному результату воздействия рекламы способствует, очевидно, ещё одна телекоммуникационная технология – технология «встраивания» определённых сценариев в жизненный цикл человека. 
Российский академик, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России В.С. Собкин отмечает, что: 
«Трансляция сцен насилия и эротики достаточно чётко соответствует дневному и недельному жизненному циклу. <…> Сцены насилия и эротики “встраиваются” в жизненный цикл человека как раз в те моменты, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (фазы подготовки ко сну, утренние часы выходных дней)». 
На вечерние часы приходится наиболее интенсивная трансляция насилия и эротики, что приводит к тому, что эти сцены начинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне. 
«Таким образом, мы наблюдаем особую социокультурную технику работы телевидения по внедрению официально табуируемых норм и образцов поведения в массовое сознание». 
Но, к сожалению, в последнее время какой канал не включи – обязательно кого-то убивают, рассказывается об авариях и катастрофах. В масс-медиа преподносится такая картина: «везде всё плохо». И у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно. Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского (г. Москва) отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни. 
По мнению профессора, выход из сложившейся ситуации есть – не смотреть телевизор вообще! 
Прихожан А.М. отмечает: необходимо, чтобы количество позитивных с эмоциональной и нравственной точки зрения сюжетов резко перевесило поток негативной телеинформации. 

Влияние телевидения на детей 
Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребёнка, у которого ещё не сформированы защитные механизмы? 
Мозг ребёнка генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия с окружающими взрослыми, а позже – со сверстниками. Без такого взаимодействия ребёнок, каким бы гениальным он ни родился, не сможет реализовать свой потенциал – вспомним известные нам истории про детей-маугли, которые с раннего детства воспитывались в среде животных и затем, попав в человеческую среду, так и не смогли освоить речь и человеческие формы поведения. 
Это связано с тем, что именно в первые годы жизни в процессе общения и взаимодействия с окружающими происходит наиболее эффективное формирование нейронных связей в коре головного мозга, благодаря чему ребёнок быстро развивается, познаёт окружающий мир. Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками – но не с телевизором! 
Исследователь из Соединённых штатов Мэри Винн отмечает: 
«Самое главное, что должен получать ребёнок отсутствует: при просмотре телевизора ребёнок не участвует в вербальной коммуникации – сотни или тысячи слов не произносятся и, следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются и не отвечаются, диалог отсутствует». 
Результатом такого одностороннего общения, как отмечает одна из ведущих учёных Англии в этой области Салли Уорд, становится отставание в развитии уже с первого года жизни. А к 3-м годам дети, родители которых в качестве няни использовали телевизор, отставали от своих сверстников по данным её исследования, уже на 1 год. 
Поэтому понятным становится мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребёнка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребёнка – тихое общение с матерью или отцом». 
Фундаментальность принесённых телевидением и информационными технологиями влияний учёные сравнивают с «визуальной», или «графической революцией». В результате этой визуальной революции, как отмечает американский социолог и культуролог, специалист в области медиакультуры Постман, единицей передаваемой информации стало не слово, как это было многие сотни тысяч лет до этого, а визуальный знак, к тому же по преимуществу рекламный. 
Что это меняет для развития ребёнка? 
Во-первых, в отличие от высказывания, изображение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть – оно просто предъявляется зрителю. Но дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как отмечают психологи, не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации. Эти особенности восприятия телеинформации детьми необходимо учитывать. 
Во-вторых, вопреки наличию познавательных и образовательных передач, телевидение не способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, другим людям. Оно пробуждает лишь любопытство, которое тут же удовлетворяется часто поверхностными, а иногда и искажёнными сведениями, к тому же поданными в занимательной форме. Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, то есть к моменту поступления в школу. А дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. 
В-третьих, с широким распространением телевидения и интернета связана, как отмечают учёные,проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребёнка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребёнка. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. И взрослые престают быть авторитетным источником знаний для ребёнка. В результате, часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью. 
В-четвёртых, поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребёнка воспринимать её и самостоятельно обрабатывать. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определённых интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает, как мы уже отмечали, процессы её запечатления и программирования поведения. 
Согласно социологическим исследованиям, проведённым учёными ряда стран, ребёнок, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждёт, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, он не имеет желания к этому. 
И ещё одно следствие влияния телевизионных технологий на ребёнка. Вы, конечно, слышали о таком очень распространённом в настоящее время явлении среди детей, который медики и психологи называют «синдром гиперактивности и дефицит внимания». Детей с подобным синдромом становится с каждым годом всё больше. Ученые склонны считать, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания. Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана. 
Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь. 
Величайшее изобретение человечества – глобальные компьютерные сети – также хранят в себе потенциальные угрозы. В книге «іВгаіп: Как пережить технологическое изменение мозга» её автор Гарри Смолл пишет: 
«…поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то… мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются». 
«Интернет создаёт лишь иллюзию доступности информации и технической оснащённости, – говорит автор монографии «Происхождение мозга» Сергей Савельев, сотрудник Научно-исследовательского института морфологии человека РАМН. – У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается. Даже от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10-15 лет назад. Они пишут программы – как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована». 
Формирующаяся теле- или интернет-зависимость меняет не только способности и психологические качества, но изменяют даже мозг человека. Группа китайских ученых из Центра магниторезонансных исследований в г. Ухань сканировала мозг 17 взрослых людей, у которых была выявлена Интернет-зависимость. Эти результаты учёные сравнили с данными 16 здоровых людей. Исследования медиков убедительно показали, что у тех, кто проводит в Интернете много времени, быстро развивается две области головного мозга – часть, отвечающая за кратковременную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокое продумывание проблемы, по существу, остаются без нагрузки. 
Развитие культуры, духовности, интеллекта, науки – это вопрос будущего страны. Не может существовать государство, если не будет способствовать развитию духовности, культуры и интеллекта своих членов. Не сможет государство лишь деньгами или военной силой, тем более диктатурой власти, укрепить свои позиции в мире. 
Вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире могущество и будущее страны определяют не ресурсы и производительные силы, а в большей степени наука и искусство, духовность нации. 
Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет покорять просторы космоса, строить города, создавать прекрасные картины и делать землю прекрасной. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь нашим детям сохранить свою неповторимую уникальность.




Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

.

                   

Помогая детям преодолевать, трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

К. Фопель

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Причины возникновения конфликтов в детском коллективе:

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации конфликтные дети:

Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются

Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно

Сверхпокладистые – со всеми соглашаются

Всезнайки – считают себя выше, умнее других

Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться

Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас

Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика

Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов:

Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

Особенности общения со сверстниками:

Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)

Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения

Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)

Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт)

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Разрешение конфликтной ситуации:

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта). Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта;

Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении;

Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки;

Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному;

Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл;

Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности;

Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)

-утверждение личных притязаний,

- умаление достоинств другой стороны,

- корыстные устремления,

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них  преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.

Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

- описание произведенного действия

- описание возможного или неизбежного результата этого действия

- предложение альтернативного варианта поведения

Схема позитивного сообщения может выглядеть так:

Когда ты…

Может случиться, что…

Лучше…

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации,  - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску).  

5. Оценка особенностей участников конфликта

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

 Обсуждать нужно следующее:

Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Методы профилактики конфликтов.

Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей).

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Принципы, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу.

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого можно использовать:

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)

- имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)

- интерактивные игры (игры на взаимодействие)

- социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели  конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них

- психогимнастика

- чтение и обсуждение художественных произведений

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с

последующим моделированием новых версий

- дискуссии



Предварительный просмотр:

«Осторожно, ядовитые грибы!!!»

Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда. Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск.

Увы, отравление грибами не столь уж редки. Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.

В отличие от взрослых отравления ядовитыми грибами и растениями у детей протекают тяжелее потому что:

·         Все системы органов еще незрелые.

·         Низкая устойчивость организма к яду.

·         Характерно более быстрое проникновение яда в организм.

Склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию).

Профилактика отравления ядовитыми растениями и грибами состоит в мерах предосторожности.

Уважаемые родители! Научите своих детей следующему:

- Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.

- К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожег, аллергическую реакцию.

- В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих арома -веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.

- Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.

Мифы и правда о грибах.

1. Грибы нужны в рационе, потому что на Руси их издревле собирали и ели Современному человеку совсем не идут высказывания про «еду наших бабушек». Наши предки жили в экологически чистое время. Ягоды и грибы еще не были отравлены отходами производств в полной мере. В древней Руси крестьяне работали до семи потов, такая работа подразумевала огромные затраты энергии, поэтому организм был способен переварить тяжелую пищу. Нашу жизнь не назовешь изнуряющей.

Грибы издревле не варили и не жарили, их заготавливали сырыми, таким

образом грибы сохраняли все питательные вещества. В наше время грибы (из-за плохой экологии) приходится отваривать, при температуре 100 градусов уничтожается практически вся польза.

2. Чтобы обезопасить сомнительные грибы, их надо предварительно заморозить.Хочу такой сайт

Минус 18 — недостаточно низкая температура, чтобы прекратить жизнедеятельность патогенных микробов и грибков. В морозильнике грибы

продолжают накапливать токсические вещества. Более или менее надежный способ — варка. Все это подходит для съедобных грибов: если в куче завалялась бледная поганка, ее невозможно выварить или заморозить. Ее яд считается самым сильным растительным ядом в природе.

3 Грибы можно различить по запаху. Та же бледная поганка не пахнет ничем.

4 Насекомые не едят ядовитые грибы. Весьма охотно, особенно слизни.

5 Головка лука или чеснока, положенная в кастрюлю, побуреет из-за

присутствия хоть одного ядовитого гриба, а серебряная ложка – потемнеет.

На самом деле побурение лука и чеснока происходит под действием фермента тирозиназы, который имеется и в съедобных и в ядовитых грибах. Потемнение серебра происходит под действием аминокислот, содержащих серу, которая тоже есть во всех грибах.

6 Опасны только несъедобные грибы. Любые, даже съедобные грибы содержат несколько опасных токсических элементов. В съедобных грибах обнаружены в микродозах яды, определенное количество которых смертельно - щавелевая, синильная, гельвеловая кислоты, мышьяк. Не собирайте грибы в очень жаркую погоду, из-за жары больше половины съедобных грибов становятся ядовитыми.

7 Если в первые сутки после грибного обеда ничего страшного не случилось, значит, все в порядке. Убийственные свойства токсины приобретают, претерпевая различные изменения в печени, и отравление развивается через 6-35 часов после грибного обеда.

8 При отравлении грибами достаточно выпить ударную дозу сорбента.

Отравление грибами никогда не проходит само по себе, поэтому, оказав первую помощь, немедленно вызывайте «скорую».

Помните, что детские отравления съедобными грибами всегда протекают очень тяжело, с осложнениями. Легких случаев не бывает!



Предварительный просмотр:

Если ребенок агрессивен…

  • Ликвидируйте все свои агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, что привык наблюдать.
  • Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Гасите конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослым.
  • Расширяйте кругозор ребенка.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на внимание.
  • Установите строгий запрет на агрессивные действия. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
  • Включите агрессивные действия в контексте игры и придайте им новый социально – приемлемый эмоционально – наполняемый смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

  • Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что – нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повторится.
  • Наградами. Если похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.


Предварительный просмотр:

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.

Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.



Предварительный просмотр:

Почему ребенок не слушается?

Консультация для родителей

Многим родителям приходится сталкиваться постоянно с капризами, упрямством и непослушанием детей и пора задуматься о том, что же упущено в воспитании, почему ребенок не желает делать различие между тем, что хорошо, а что плохо, почему он намеренно ведет себя наперекор правилам.
Как же научить детей быть послушными? Постарайтесь, как можно раньше выработать привычку выполнять требование, которое выражается словом «нельзя». Такое требование становится эффективным регулятором поведения малыша, если взрослые, например, просто прекращают его недоброжелательные действия, запрещают их. Когда слово «нельзя» всякий раз подкрепляется остановкой недоброжелательных действий, ребенок со временем убеждается, что упорствовать бесполезно. Так постепенно его начинает останавливать сам словесный запрет.
Конечно, поначалу это может вызвать у ребенка, который иногда капризничает, отрицательную реакцию – он умышленно не подчиняется тому, что говорит взрослый, и старается делать все наоборот. Через некоторое время такое состояние у малыша проходит. Повторное предъявление ему того же правила, которому он недавно сопротивлялся, дает положительный результат.

Помните, что послушание маленьких детей не отмечается устойчивостью и последовательностью. Решающее условие преодоления капризов – постоянство требований со стороны окружающих, доведение их до конца. Если же запреты чередуются с разрешениями, не стоит удивляться тому, что ребенок не выполняет правил, предъявляемых матерью, отцом, бабушкой, педагогом.
Легче добиваться от ребенка соблюдения принятых в доме (и в детском саду) правил поведения в такие моменты, когда у него хорошее настроение. В таких случаях дети проявляют большую готовность сделать все, что нужно.
И, наверное, не требуется особых доказательств мысли: легче воспитывать тогда, когда соблюдение установленных правил («можно», «нельзя») не просто означает для ребенка подчинение воле взрослых, а, прежде, всего, связано с достижением какого-либо приятного результата. Очень хочется, например, получить одобрение от взрослого. Это и побуждает малыша поступать хорошо, а действий, нежелательных с точки зрения окружающих, не совершать. Постепенно малыш начинает поступать хорошо не только ради одобрения, но и потому, что видит: это приятно для окружающих.
Иногда некоторые родители злоупотребляют запретами. Неокрепшая нервная система малыша, защищаясь от бесконечных затруднений, со временем начинает давать лишь негативные реакции, и дети становятся непослушными, капризными, упрямыми. Это обязывает взрослых отказаться от прямых запретов во всех случаях, когда есть возможность объяснить ребенку отрицательные последствия его непослушания.
И конечно, запрещая одно, надо непременно направлять деятельность ребенка на другое, удовлетворяя его потребность в разнообразной деятельности: принимать участие в игре, привлекать к выполнению трудовых поручений, вместе с ребенком строить, мастерить, ремонтировать игрушки.
Нередко причиной непослушания детей старшего дошкольного возраста оказывается чрезмерный контроль со стороны взрослых. Конечно, контроль необходим, но некоторые родители превращают его в систему строгой регламентации буквально всех действий ребенка. Это сковывает самостоятельность, инициативу детей. Ребенок в таком случае вынужден делать только то, что ему укажут, а это противоречит естественной тенденции к активности, независимости от взрослых, к самоутверждению. Следует по возможности расширять рамки дозволенного, больше полагаться на нами же воспитанную сознательность ребенка.
Иногда приходится встречаться со случаями, когда даже здоровые, спокойные, послушные дети начинают капризничать. Причиной таких капризов может быть нарушение режима, обилие сильных разнообразных впечатлений, недомогание. В таких случаях неустойчивые требования взрослых могут принести только вред. Нужна особая чуткость в обращении с детьми, которые часто болеют. Когда они начинают упрямо настаивать на чем-то, постарайтесь переключить их внимание на другое, занять чем-нибудь интересным.
Если родителям удается поддерживать нормальный образ жизни ребенка, наладив режим, установив с малышом доброжелательные взаимоотношения, интересно организовав его жизнедеятельность, то причины возникновения капризов и непослушания будут устранены.
Очень часто каждый из родителей сталкивается с этой проблемой, и чтобы ее разрешить, необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам, которые помогут выявить проблемы психофизического здоровья ребенка на более ранних этапах и оказать необходимую помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...