«Игры и упражнения для развития логического мышления»
консультация (средняя группа)

Косолапова Анастасия Игоревна

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития личности ребенка, которому следует уделять серьёзное внимание, это очень важный и необходимый процесс для всех! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития логического мышления»https://sun9-37.userapi.com/impg/YFMMpqfsXw9ZFyqYUIkSDqG3G6H59LxnJk-SYw/-RYzUBhCS84.jpg?size=1046x524&quality=95&sign=97398900d8b0fb50d125b7fa482c5f36&type=album

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннегоразвития личности ребенка, которому следует уделять серьёзное внимание, это очень важный и необходимый процесс для всех! Владея навыкамилогического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Что же необходимо понимать под логическим мышлением и что такое логика?

Логика – это наука о законах мышления и его формах. Но зачем логика маленькому ребенку,дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный«этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди них является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Все дети одарены. У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой от рождения: их заложили папа и мама. И из любого ребенка можно вырастить талант, если не упустить время, во время его «удобрить». Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни. Именно в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления.

Подлогическим мышлением понимают способность и умение ребёнка оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений, это безукоризненное построение причинно – следственных связей, т. е. умение самостоятельно производить простыелогические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа педагогов, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития(стартовая площадка) приходится на дошкольный период.

Для того чтобы мышление сформировалось оно должно пройти несколько этапов, которые тесно взаимосвязаны с возрастом:

1. предметно-действенное мышление; только этот вид мышления и существует у детей досадовского возраста, они все ощупывают, тянут в рот, разбирают и ломают — это и есть характеристики самого простого видамышления; и во взрослой жизни, когда человек сталкивается с чем-то новым, то он обязательно сделает все чтобы осмотреть, ощупать, повертеть этот предмет и исследовать все возможности его применения;

2. наглядно-образное мышление; это вторая стадия развития мышления у детей 5-6 лет или дошкольников, на этом этапе у ребенка формируются образы и представления от зрительных и тактильных, до слуховых и вкусовых;

3. абстрактно-логическое мышление; оно развивается, когда человек начинает оперировать понятиями, которые не имеют материального выражения, это отвлеченные понятия, цифры и символы.

Высшая степень развития логического мышления — это умение подходить к решению задач, не используя шаблонов, а применяя творческий подход, изобретая и выдумывая что-то свое. Поэтому регулярное решение задач на логику позволяет развить интеллект и воображение.

Т. к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то развитие логического мышления наиболее эффективно происходит именно через игровую деятельность. При этом работу необходимо строить с учетом следующих условий:

• учет индивидуально-возрастных характеристик каждого ребенка;

• активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;

• организация игр с использованием поисковых, проблемных, занимательных вопросов;

• поощрение неожиданных ответов ребенка, самостоятельныхразмышлений, суждений, умозаключений, принятия решений.

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, обобщение, классификация, синтез, анализ, умозаключение.


Игра «Во саду ли, в огороде...».мальчик в очках

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

Игра «Что положим в холодильник?».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

Игра «Сравнение величин».

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра «Что на что похоже».

Цель: развивать навык сравнения.

Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

Игра «Дает корова...».

Цель: развивать логическое мышление с помощью связей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Описание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель: развивать навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать мышление.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

- Кем был старичок? (Мальчиком.)

- Чем было дерево? (Ростком.)

- Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать мышление.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая... (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Все, что летает».https://sun9-37.userapi.com/impg/ccoO7XX7tpZizJMlczOcwHnIxCdqsrtJlv3jTw/rGjoWeaZ-74.jpg?size=640x960&quality=95&sign=ea0323223e32b68649d9adbd51208798&type=album

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника

В предлагаемой брошюре предлагаются игры и упражнения направленные на развитие мышления старшего дошкольника. Рекомендована родителям для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие логического мышления

Материал предложен для детей старшего дошкольного возраста, на развитие логического мышления....

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование блоков Дьенеша для детей 3-4 лет

Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок стал умным и образованным человеком. Для достижения этой цели, многие родители занимаются с детьми. Это позволяет с детства научить ребенка читать, считать и логи...

Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование палочек Кюизенера

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться...

игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...

Система работы с детьми "Игры и упражнения по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов разви...

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения на развитие логического мышления"

В последнее время педагоги все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в  анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сос...