Как развивать самостоятельность ребенка дошкольного возраста?
консультация (средняя группа)

Рекомендации для родителей как развивать у ребёнка самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать самостоятельность ребенка дошкольного возраста?

      Определенные качества и способности у ребенка появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех или иных желаемых качеств недостаточно говорить о них  - необходимо определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь и ,главное ,деятельность ребенка, причем с самого раннего возраста.

     Воспитывая ребенка, каждый взрослый в своих требования к нему вынужден «Балансировать» между двумя полюсами: безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Выбор крайних  позиций, как всегда, будет большой ошибкой и приведет к негативному результату. Необходима некоторая «золотая середина», предполагающая некоторые «коридоры свободы» с определенными правилами и ограничениями. Как найти свою «золотую середину» каждому воспитателю для каждого ребенка? Готовых рецептов нет.

      Вместе с тем не случайно  для развития тех или иных способностей практикой воспитания выработаны общие подходы, закреплённые опытом многих поколений. Так, например, для формирования музыкальных или , скажем , математических способностей нет другого пути как постоянные занятия музыкой или математикой. Однако это касается так называемых специальных способностей. А можно ли формировать обобщенные (интегральные) качества, например такую характеристику личности, как самостоятельность? Конечно, можно и даже обязательно нужно, если мы хотим вырастить самодостаточную личность.

       Принципиально подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности: необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом, конечно, важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка: особенности нервной системы, строения мозга и конституции тела, - все это, безусловно, оказывает существенное влияния на сам процесс деятельности. Поэтому в одинаковых условия разные дети действуют по-разному, и результат достижения всегда индивидуален, ведь каждый ребенок – особый мир, неповторимая личность. Любящая мать, любой взрослый, искренне заинтересованные в судьбе ребенка, могут интуитивно подобрать для него благоприятные условия.

       Если самостоятельность постоянно «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в конечном итоге «закрепляется» положительный  личный опыт ребенка и тем самым становиться качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок. Главное, чтобы он делал это сам. Необходимо предоставлять ему как можно больше самостоятельности на всех этапах - от принятия решения что-то сделать до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Хотя содержание действий играет вспомогательную, второстепенную роль, очень важен положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат - чтобы ребенок переживал радость, удовольствие, как от самого действия, так и от полученного результата. Яркая игрушка вызывает желание ее потрогать. Ребенок радостно тянется (ползет, бежит) к ней. Но если ряд попыток приводит к неудаче. Наступает негативная реакция (слезы, агрессия), и может возникнуть отказ от повторных усилий.

       А если просто давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание? Да, кончено, она постепенно оставит попытки добиваться  чего- либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем – и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей. И если мама вместе с бабушкой продолжают ублажать растущее чадо, немедленно откликаясь на все его нужды, неизбежно вырастает инфантильное и нередко весьма требовательное существо, целиком зависимое от своих « кормилиц». Они, может быть уже тяготятся выбранной ролью, мечтают увидеть своего выросшего ребенка самостоятельным и успешным, но продолжают решать за него все жизненные проблемы, потому что он практически мало что может.

Семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка.

  1. Включать ребенка в такую деятельность. Где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока ещё трудного для него или определенного задания.
  2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым « правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны.)
  3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а «не вместо» него.)
  4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулирую возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплине.
  5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опят самоутверждения в роли дающего (умение отдавать - признак позитивной силы).
  6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок.)
  7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

         Человек как личность формируется в основном уже к пяти-шести годам. А в отношении развития некоторых способностей « после трех уже поздно». Сегодня уже доказано, что человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь, до глубокой старости. Главное, чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности (как основа ее будущей успешности) закладывается в раннем детстве, когда все еще только начинается.

        Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям, - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть самостоятельными, ответственными и успешными. Что они действительно могут строить свою жизнь, а не влачить в ней жалкое - пассивное и зависимое - существование.

 МБДОУ «ЦРР-Детский сад №35».

Воспитатель : Бахтина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как развивать самостоятельность ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Как развивать самостоятельность ребенка дошкольного возраста»...

Консультация для родителей " Как развивать самостоятельность ребенка?"

Консультация для родителей " Как развивать самостоятельность ребенка?"...

Консультация для родителей «Как развивать самостоятельность ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Как развивать самостоятельность ребенка дошкольного возраста» Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать ...