Статья "Агрессивный ребёнок - помощь родителям"
статья (средняя группа)

Гомзякова Ольга Анатольевна

Работая в детском саду воспитателем, очень часто сталкиваешься с понятием как "Агрессия". Иногда родитель приводя ребенка в сад, подходит и задает вопрос: " Почему мой малыш такой агрессивный?" Так вот, Агрессия – довольно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Малыши могут кусаться, драться, ломать чужие вещи, обзываться. При этом агрессия бывает направлена, как на других детей, так и на взрослых, а иногда и на самого ребенка. Каковы причины агрессивного поведения у детей? В чем заключаются особенности агрессии у дошкольников? Что делать родителям, если малыш ведет себя агрессивно и чем ему можно помочь? Именно об этом и будет идти речь сегодня.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: "Агрессивный ребёнок - помощь родителям"

Работая в детском саду воспитателем, очень часто сталкиваешься с понятием как "Агрессия". Иногда родитель приводя ребенка в сад, подходит и задает вопрос: " Почему мой малыш такой агрессивный?"

Так вот, Агрессия – довольно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Малыши могут кусаться, драться, ломать чужие вещи, обзываться. При этом агрессия бывает направлена, как на других детей, так и на взрослых, а иногда и на самого ребенка. Каковы причины агрессивного поведения у детей? В чем заключаются особенности агрессии у дошкольников? Что делать родителям, если малыш ведет себя агрессивно и чем ему можно помочь? Именно об этом и будет идти речь сегодня.

Ребенка можно назвать агрессивным, если в течение полугода систематически будут проявляться 4 из 8 приведенных признаков. В этом случае необходимо обязательно начать решать проблему совместно с детским психологом.

Проявление агрессии у дошкольников обусловлено возрастными особенностями психического развития. В большинстве случаев она возникает спонтанно в ответ на какой-либо раздражитель. Объектами агрессии чаще всего становятся сверстники или близкие люди. Дошкольники с большей легкостью прибегают к физической агрессии (бьют, кусают), чем старшие дети. При этом, согласно психологическим исследованиям, мальчикам более свойственно открытое проявление агрессии, в то время как девочки чаще прибегают к вербальной (обзывательства, ирония, сарказм) и пассивной (игнорирование, обесценивание) агрессии. Также малыши, имеющие братьев или сестер, обычно более склонны к межличностной агрессии, чем единственные дети в семье.

Чего ребенок может хотеть добиться при помощи агрессивного поведения?

Получить желаемую вещь (если ребенку не удалось добиться своего конструктивным способом, агрессия может возникать как реакция на неудовлетворение его потребности);

Защитить свое имущество;

Обратить на себя внимание;

Отомстить кому-либо;

Продемонстрировать свое превосходство.

Агрессивность дошкольника практически всегда воспринимается обществом негативно, в результате чего у него возникают проблемы в общении со сверстниками. Нельзя сказать, что малыши не осознают своих действий, однако дети дошкольного возраста еще не совсем хорошо могут оценить последствия агрессии. Также только к 7 годам ребенок начинает понимать моральные нормы.

Причины агрессии у малышей

Если единичный случай агрессии у ребенка может быть просто прямой и естественной реакцией на происходящее, то систематически проявляющееся агрессивное поведение всегда имеет более глубокую причину. Во многом, на формирование агрессивности у детей влияет пример родителей и стиль семейного воспитания:

Гиперопека. Всё дозволяющие родители, которые выполняют любой каприз ребенка, чтобы предвосхитить его недовольство, оказывают малышу медвежью услугу. Малыш, осознав выгоду такого положения, будет прибегать к агрессии, чтобы добиться желаемого. Затем эта ситуативная агрессия может перерасти в свойство личности.

Эмоциональное отвержение ребенка. Дошкольники очень нуждаются в заботе и ласке. Если взрослые не удовлетворяют его потребности, малыш, вероятнее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Эмоциональная депривация приводит к возникновению чувства постоянного страха, а затем - к агрессии.

Подавление агрессии. Одной из распространенных ошибок воспитания является запрет на открытое выражение негативных эмоций ребенком. В результате они накапливаются и рано или поздно выходят наружу, но уже в более крупных масштабах. Вместо подавления агрессии, необходимо обучать детей конструктивным способам выражения гнева.

Пример поведения, который подают ребенку родители, является для дошкольника образцом для подражания. Поэтому если кроха наблюдает за агрессивным поведением своих самых близких людей (в том числе воспитание путем наказания), он неизбежно будет копировать его. Такая модель поведения очень быстро закрепляется в сознании ребенка, в результате чего формируется агрессивность. Чаще всего малыши сильнее идентифицируют себя со взрослыми того же пола.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей

- Чтобы предотвратить возникновение у ребенка устойчивой агрессии по отношению к себе или окружающим, специалисты рекомендуют родителям придерживаться следующих принципов:

- Родители являются для ребенка дошкольного возраста безусловными авторитетами, поэтому самый лучший способ профилактики агрессии – подавать крохе положительный пример и тщательно следить за собственным поведением.

- Малыш должен чувствовать безусловное принятие и поддержку со стороны близких людей.

- Нельзя навешивать на ребенка ярлыки («Хулиган!», «Какой же ты задира!» и так далее). Таким образом мы даем оценку его личности в целом, а не конкретному поступку, что заставляет малыша сомневаться в том, что он хороший и добрый.

- Испытывать гнев – это нормально, ведь в жизни бывают абсолютные разные ситуации. Но чтобы ребенок, не полез на обидчика с кулаками или не начал рвать на себе волосы, если у него что-то не получилось, нужно учить малыша, какими еще способами можно выразить свои чувства. Например, объяснить все словами, уйти, бить подушку или рвать бумагу.

- Если агрессия не имеет под собой реальной причины или применяется малышом в качестве развлечения, такое поведение нужно строго пресекать.

Ребенок дошкольного возраста только начинает изучать себя и еще плохо разбирается в своих чувствах. Поэтому нужно называть крохе эмоции, которые он испытывает, чтобы малыш научился их принимать и со временем – контролировать («Ты злишься», «Мне кажется, сейчас ты очень рассержена», «Ты расстроен» и так далее).

Не стоит вмешиваться в конфликт крохи, если в данный момент никто не подвергается реальной опасности. Малышу необходимо приобрести собственный жизненный опыт, чтобы понять, какие могут быть последствия агрессии, и научиться с ней справляться.

Необходимо учить ребенка состраданию, на примерах рассказывать о чувствах других людей в конкретных ситуациях.

Дошкольник должен иметь возможность выплеснуть свои эмоции и энергию. Для этого хорошо подойдут активные виды спорта, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям дошкольников: «Идём с ребёнком в магазин»

Как часто родители слышат слова от своих любимых деток в магазине: «Хочу жвачку, шоколадку!», «Купи мне лошадку, машинку!»  Родители  реагируют на это по-разному. Кто-то идёт у лю...

В помощь родителям "Гиперактивный ребёнок" (советы психолога)

Состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) у детей  выделяют как самостоятельное заболевание. Но чаще всего гиперактивность сопровождается синдром нарушения (или де...

«Центр игровой поддержки ребёнка- помощь родителям и детям в адаптации к детскому саду»

Цель : Создать благоприятные условия социальной адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего его развития....