Условия эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении
материал (младшая группа)

Рыбина Анна Александровна

В последнее десятилетие ключевой идеей образования была и остается идея его развития, внедрение инноваций в дошкольное образование. Эта идея нашла свое воплощение в ряде документов, специальных программ государственного, областных и других уровней. Однако терминологическое определение и сегодня является дискуссионным: нет четких параметров, критериев и показателей, по которым можно было бы определить это инновация или воплощение давно забытого приема. С точки зрения современных научных подходов, инновационная деятельность характеризуется совокупностью критериев – условий, образовательного процесса, управления и результатов этого процесса, деятельности и тому подобное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении

Рыбина А.А.

В последнее десятилетие ключевой идеей образования была и остается идея его развития, внедрение инноваций в дошкольное образование. Эта идея нашла свое воплощение в ряде документов, специальных программ государственного, областных и других уровней. Однако терминологическое определение и сегодня является дискуссионным: нет четких параметров, критериев и показателей, по которым можно было бы определить это инновация или воплощение давно забытого приема. С точки зрения современных научных подходов, инновационная деятельность характеризуется совокупностью критериев – условий, образовательного процесса, управления и результатов этого процесса, деятельности и тому подобное.

Инновационная деятельность, инновационные: проект, продукт и продукция, мотивация и технология. Не только для начинающего, но и для опытного руководителя ДОО эти понятия и до сих пор не являются активными в лексиконе, а об активном применении смыслового наполнения этих дефиниций в практике работы приходится только мечтать. В контексте предложенной проблемы, следует выяснить некоторые подходы к определению терминов. К сожалению, единого подхода к толкованию понятий, которыми будем оперировать на протяжении детального анализа возможностей инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации нет.

Профессиональная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств, а также владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками [1, с. 33].

На сегодняшний день профессиональный стандарт педагога действует наряду с документом «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», который «предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

По замыслу авторов, в них определена модель перехода системы к инновационному режиму развития. С точки зрения современных научных подходов, инновационная деятельность характеризуется совокупностью критериев - условий, образовательного процесса, управления и результатов этого процесса, деятельности и тому подобное.

Инновации – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации означают нововведения в педагогической системе, улучшающие развитие (ход) и результаты образовательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Так суть не в самих нововведениях, а впрочем, что они дают [3, с. 65].

Так, ученые (И.П. Подласый, Б.И. Коротаев) доказывают, что, заимствовав термин, мы не сумели понять его истинный смысл. Дело не в том, что для обозначения новаций, замены чего-либо новым существует нормативное английское слово «novation».

Инновация же означает такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in – внутри) ресурсов (резервов). Именно в силу неоднозначности понятия «новый» (особенно в области образования) в педагогической литературе постоянно появляются новые публикации, касающиеся этого вопроса.

Так, например, в статье М.С. Бургина «Инновации и новизна в педагогике» автором выделяются разные уровни новизны в педагогике. Инновации - это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации означают нововведение в педагогической системе, улучшающие развитие и результаты образовательного процесса.

Гармоничный образовательный процесс в современном ДОО возможен только как тщательное воспроизведение предварительно спроектированной педагогической технологии, т.е. четко выясненных задач в совокупности с адекватной технологией их решения, что дает возможность превратить работу дошкольной образовательной организацией с мало упорядоченной совокупности действий педагогов в целенаправленный процесс работы всего педагогического коллектива.

По мнению И.П. Подласого, недоразумением надо называть то, что сегодня каждый второй педагог работает (или, по крайней мере, заявляет об этом) в поисково-исследовательском режиме, расшатывая и так беспокойную лодку образовательно-воспитательных технологий, усиливая и без того большую неопределенность результатов образовательного процесса. Можно бесконечно гордиться подвижничеством педагогов, подчеркивать их гражданское мужество и преданность профессии, восхищаться разнообразием авторских систем и методик, но ни на шаг не продвинуться в деле совершенствования технологии образовательного процесса [4, с. 4].

Хорошо организованная инновационная деятельность всегда имеет характер научного поиска, прогностическое направление. С этой целью надо обработать много научной и методической литературы по проблемам, подлежащих разработке. В результате у тех, кто реализовывает идеи будет не только систематизирована и классифицирована научная информация, но и проведен тщательный ее анализ, где вычленены наиболее прогрессивные идеи, которые следует обобщить, сопоставить с массовым и перспективным педагогическим опытом, уже существующими концепциями или актуальными направлениями совершенствования образовательного процесса.

Целенаправленности инновационной деятельности обусловливается: объективными потребностями общества в обновлении работы учреждения; социальным заказом, выявленным органами управления образования в результате научного прогноза; реальными условиями и возможностями в данный период ее развития; интересами руководителей, педагогов – тех, кто будет организовывать и проводить инновационную деятельность.

Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации осуществляется по следующим основным направлениям:  

  • Разработка нового содержания образования.
  • Внедрение новых систем, методик, технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания детей.  
  • Создание дошкольных учреждений с приоритетными направлениями развития.  
  • Применение оптимальных механизмов управления учреждениями и так далее.

Прежде всего, сущность инновационной деятельности в ДОО – управленческая деятельность, методическая работа, содержание и методы образования, развивающее среду [2, с. 20].

Так, в управленческой деятельности: изменение алгоритма проведения внутреннего контроля качества образования; создание единой программы управления; разработка Концепции развития ДОО, Программы развития, образовательных программ; внедрение новых форм контроля; делегирование функций контроля; переход на новый механизм хозяйствования и тому подобное.

В методической работе: индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов; создание системы непрерывного образования педагогов; разработка индивидуальных программ творческого развития педагога и тому подобное.

В содержании образования: внедрение новых программ; разработка индивидуальных образовательных программ для детей; дополнительные образовательные услуги и прочее.

В методах работы с детьми: простейшее экспериментирование и опыты; моделирование ситуаций; самостоятельный поиск детьми способов решения проблемы и тому подобное. В развивающей среде: создание комнаты психологической разгрузки; детских театральных студий и тому подобное [5, с. 132].

Заметим, что инновационные процессы могут пронизывать различные сферы деятельности ДОО, иметь продолжение, как по горизонтали, так и по вертикали, но все должно быть направлено на благо ребенка.

Таким образом, внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Общая цель инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Литература

  1. Бургин, М. С. Инновации и новизна в педагогике / М.С.Бургин // Советская педагогика,  2015.  № 12 - 33-40с.
  2. Долгова, В. И., Ткаченко В. А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции//Наука и бизнес: пути развития, 2014. № 7- 17-22с.
  3. Крутой, К.Л. Инновационная деятельность в дошкольном учебном заведении: методический аспект / К.Л. Крутой, Н.В. Маковецкая – Запорожье: ЛИПС, 2014. – 64-70с.
  4. Подласый, И., Подласый А. Педагогические инновации //Родная школа,  2010. №2. - 3-4с.
  5. Яковлева, Г.В. Организация работы инновационных структурных подразделений дошкольного образовательного учреждения [Текст]// Детский сад: теория и практика. Г.В. Яковлева, Г.А. Сапожникова,  2012. – 132с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение ...

Применение информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом дошкольного образовательного учреждения

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Это и созд...

Доклад на тему «Оценка эффективности использования инновационных технологий в образовательном процессе в ДОУ»

laquo;Оценка эффективности использования инновационных технологий в образовательном процессе в ДОУ»...

Управление взаимодействием между дошкольным образовательным учреждением и психологическим центром: условия результативности

В статье рассматриваются условия результативной реализации воспитательной деятельности, внутренние структуры образовательных организаций, механизмы повышения эффективности систем управления, подчёркив...