Консультация для родителей " Мама, поиграй со мной"
статья

Махарина Ирина Сергеевна

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_mama_poigray_so_mnoy.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

 Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. 

К таким проблемам относятся:

- Примитивность фраз;

- скудный словарный запас;

- недостаточное использование литературных слов и выражений;

- проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;

- недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;

- проблемы с дикцией.

Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. Например, в популярной игре «Предметное лото» задачей будет - закрепление знаний детей о предметах окружающего мира и их свойствами. В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:

Обогащение словаря

Формирование грамматической культуры

Формирование звуковой культуры

Оформление связной речи

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.

Комплекс дидактических игр на развитие связной речи, в которые можно играть дома.

Игра «Хлопуша»

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Родитель: «Скажи, какие инструменты ты знаешь? Сейчас я буду называть слова, если среди них ты услышишь слово, обозначающее инструмент, то хлопни в ладоши».

Слова для предъявления – молоток, стол, грабли, окно, туча, ножницы, топор, слива, молоток, пила.

Родитель: «Сейчас я буду называть слова, если услышишь слово, относящееся к наземному транспорту, хлопни один раз, если к воздушному - два раза». (Слова для предъявления: автобус, самолет, трамвай, вертолет, поезд, метро.)

Игра «Что без чего не бывает»

Родитель: "Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад. Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?. Без садовника. собаки. забора. земли?. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Важно, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Больница (таблетки, врач, халат, больной, тихий час)

Автомобиль (колеса, шины, руль, кабина, кузов, тормоза)

Лес (деревья, трава, кусты, животные, пеньки)

Космос (звезды, безвоздушное пространство, солнце, космический корабль).

Игра "Третий лишний"

Родитель говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

- дождь, снег, река;

- врач, сосед, шофер;

- туча, солнце, планета;

- мороз, вьюга, январь;

- камень, глина, стекло;

- дверь, ковер, окно;

- море, река, бассейн.

Эти упражнения позволяют целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создают определенный уровень абстрагирования.

Игра «Перепутались слова»

Для этой игры так же возможно использование персонажа. Родитель составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место, и сделать это по возможности быстро.

1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).

2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из дома рано утром).

4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

Игра "Раздели на группы".

Родитель: "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? (Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа). Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, щука синица, сом, снегирь, окунь".

Игра «Узнай предмет»

Цель: узнавание предметов по заданным признакам.

Родитель:

- Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый (овальный, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

- Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

- Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Игра "Подбери слова"

Задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

Родитель: "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе перелетные птицы (домашние животные, рыбы, цветы, времена года, инструменты и т. д.)".

2) Другой вариант этого же задания: "Выбери из всех предметов в комнате игрушки, посуду, мебель, (в книге) насекомых, птиц, рыб и т. д.»

Игра «Мяч-слово»

Родитель: «Я буду называть одно слово, а ты будешь подбирать к нему нужные слова». Например, мама называет «шьем», бросает ребенку мяч, а он называет «платье» и возвращает мяч обратно, мама говорит «поем», ребенок должен сказать «песню». Можно меняться местами. Варианты: покупаем, печем, лепим, стираем, прибиваем, катаем, строим.

Игра «Отгадай предмет по его частям»

Эта игра хороша тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в школу, на экскурсии, на прогулке и т. п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

Игра «Подбери слова»

Цель: расширение объема словаря и уточнение представлений о признаках предметов.

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю лиственные деревья…

Игра «Скажи наоборот»

Цель: умение подбирать слова, противоположные по значению.

Взрослый произносит слово, а ребенок должен произнести слово с противоположным значением (Холодный – горячий, большой – маленький, тяжелый – легкий).

Игра «Я знаю три части»

Цель: расширение словаря, уточнение представлений детей о предмете

Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей, ты – победитель!

Я знаю 3 части машины…

Я знаю 3 части вертолета…

Я знаю 3 части компьютера…

Я знаю 3 части дивана…

Я знаю 3 части велосипеда…

Я знаю 3 части грузовика…

Игра «Найди ответ»

Цель: развивать понятийный аспект значения слов, развитие связанной речи.

Больничный халат такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Вишня такого же цвета, как…

Цыпленок такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

Игра «Фантазёры»

Цель: развивать фантазию, творчество, расширение объема словаря.

Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например: Если вдруг на Земле исчезнут:

все пуговицы

все учебники и книги

все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент. Если Вы, родители, будете играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной»

Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной»...

Консультация для родителей "Мама, поиграй со мной"

Консультация поможет узнать родителям,  как правильно организовать совместную игру дома, какие игры и игрушки целесообразно преобретать для ребёнка, чем занять ребёнка дома....

Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной!»

Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной!» Каждая мама регулярно слышит от своего ребенка просьбу поиграть с ним. И к этой просьбе надо относиться серьезно. Игра помогает не только занять мал...

Консультация для родителей «Мама поиграй со мной»

Предлагаем родителям поиграть со своим ребенком...

Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной!»

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности....

Консультация для родителей "Мама, поиграй со мной..."

О значении игры в семейном воспитании....

31.05.2020 Консультация для родителей "Мама, поиграй со мною!"

Рекомендации родителям по организации игровой деятельности с детьмиКаждая мама регулярно слышит от своего ребенка просьбу поиграть с ним. И к этой просьбе надо относиться серьезно. Игра...