Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности».
консультация

"Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3 "Журавушка"

hello_html_m12b597da.jpg

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной

                                                                категории Зидаина И.Н.

Цель: повышать компетентность родителей по вопросам формирования у детей познавательного развития в ходе экспериментальной деятельности.

       Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них?

       Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

       В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.).

       Несложные опыты и эксперименты можно организовать вместе с детьми на улице и в зимнее время года. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       

  Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

     

 Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

       Помните!

       При проведении эксперимента главное – безопасность Вас и Вашего ребёнка.

       Предлагаем Вашему вниманию несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

 «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите ребенку о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.

Вывод: вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

«Чудесные превращения снега»

Вам потребуется: две одинаковые формочки.

В одну насыпьте рыхлого снега, в другую формочку постепенно насыпайте и утрамбовывайте снега как можно больше. Взвесьте эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внесите формочки со снегом в тепло. Продолжайте наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?

Вывод: снег тает в тепле. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.

«Где теплее?»

Вам потребуется: уличный термометр, фломастер, лопатка.

Выройте в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросайте термометр снегом и слегка разровняйте холмик лопаткой. Через полчаса достаньте термометр и быстро поставьте фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесьте термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрите, что произошло с высотой столбика.

Вывод: под снегом растениям теплее. Снег для растений как шуба, от мороза спасает.

«Украсим елочку»

Вам потребуется: формочка, краски, нитка, вода, засушенные листья или цветы.

Налейте воду в емкость (формочку) – растворите в ней краску понравившегося цвета, в окрашенную воду опустите нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы и оставьте на холоде. Можно добавить в окрашенную воду засушенные листья или цветы. После замерзания на несколько секунд опустите дно формы в горячую воду и выньте содержимое, украсьте елочку.

Вывод: вода замерзает на холоде, превращается в лед.

«Замерзание жидкостей»

Вам потребуется: формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Рассмотрите жидкости, поэкспериментируйте с ними и определите различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Затем вынесите формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки рассмотрите и определите, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

«Ледяной секретик»

Вам потребуется: заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Загадайте ребенку загадку:

«Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложите ребенку, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Ребенок находит под снегом лёд, видит подо льдом надпись. Вместе прочтите: «Будь осторожен на льду!». Ребенок отметит, что читать легко, так как лёд прозрачный.  Предложите достать записку из-подо льда; отломите кусочки льда, и выясните, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий.

Рассмотрите вместе картинки, проведите беседу: как опасно выходить на лёд зимой.

Вывод: лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

«Откуда берётся иней?»

Вам потребуется: термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку вынесите термос с горячей водой.  Открыв его, Вы увидите пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: при нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности объектами окружающей среды

Образовательная область "Познавательное развитие", прописанная в ФГОС, особенно значима для формирования личности ребенка, т.к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотив...

Методический семинар на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Данный методический семинар "Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности" был проведён на зональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель...

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...

Формирование познавательной активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенк...

Педагогическая концепция «Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности»

Педагогическая концепция«Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности» Слайд № 1Вашему вниманию представляю мою педагогическую ...

Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса дошкольников "

Материал по познавательному развитию детей полезен родителям дошкольников...