БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ
статья (младшая группа)

Олесова Светлана Александровна

Наша задача состоит в том, чтобы совместно с родителями воспитанников в игровой и устной форме донести и закрепить у детей знания о ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bezopasnost_detey-zabota_roditeley.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ВЗРОСЛЫХ

Одним из направлений работы нашей дошкольной образовательной организации является формирование основ безопасной жизнедеятельности детей. Основы безопасности –это умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях. Задачей  по  воспитанию у детей безопасного поведения – дать понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Важно готовить детей к возможным трудностям, которые могут встретится у них на пути. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях. Хочется поделиться своим опытом работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Эта тема  на сегодняшний день приоритетная. Педагоги  нашего учреждения проводят систематическую работу по обучению детей элементарным правилам безопасного поведения на дорогах. С правилами дорожного движения знакомим детей не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, а также во время проведения целевых прогулок, экскурсий и в повседневной жизни. Основными средствами решения поставленных задач имеет место игра. Для того чтобы помочь детям закрепить знания,  в каждой возрастной группе изготовлены макеты улиц с дорожными знаками. Педагоги разрабатывают перспективные планы работы, конспекты, цель которых – научить детей ориентироваться на улицах, определять значение световых сигналов светофора. Чтобы помочь педагогам, в детском саду проводятся педагогические совещания, консультации, семинары, презентации, встречи с сотрудниками ГИБДД. Одним из важных направлений деятельности воспитателей является взаимодействие с родителями воспитанников и вовлечения их в образовательный процесс (открытые показы, совместные праздники ,развлечения, консультации, анкетирование) Групповые и общие  консультации предусматриваются  в годовом плане. В процессе работы возникает потребность в индивидуальных консультациях, которые планируются в календарных планах: «Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения», «Как подготовить вопросы для викторины по правилам дорожного движения с учетом возраста детей», «Как провести занятие с помощью макета улиц города». Для обучения детей правилам дорожного движения используются  специальные пособия и атрибуты, которые изготавливаются руками педагогов.

Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляем умение определять красный и зеленый свет, добавляя желтый, учим ориентироваться в пространстве, давая понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «слева направо», «справа налево». В  игровых ситуациях учим детей правильно входить в автобус и выходить из него. В качестве наглядных пособий  используем  плоскостные фигуры.

Много внимания уделяем  индивидуальной работе с детьми: рассматривание  картин, игрушек, изображающие автобусы, машин, дорожных знаков, светофора. В беседах с детьми выясняем, на каком транспорте они приехали в детский сад, в какую дверь входили, в какую выходили, что говорил  водитель. Знания, приобретенные в младших группах, расширяются и углубляются.

Объясняя, для чего нужен светофор, рассматриваем  игрушку-светофор, иллюстрации в книгах. Во время прогулки ходим к ближайшему перекрестку, наблюдаем за работой светофора, рассказываем о назначении световых сигналов: зеленый разрешает ехать автомашинам и идти пешеходам, красный запрещает, а желтый предупреждает о том, что сигнал сейчас перемениться. Дети воочию  видят, что с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются через   дидактические игры и игровые упражнения. Начиная со средней группы дети встречаются с сотрудниками ГИБДД, которые в доступной форме рассказывают о правилах дорожного движения.

В старшей группе дошкольники знакомятся  с такими понятиями, как «переход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак». Для этого используем целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы.

Большое внимание уделяем  ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего с предупреждающими: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», затем с запрещающими: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с детским транспортом ребята узнавали предписывающие знаки: «Круговое движение», «Движение только прямо», а также указательные «Пешеходный переход», «Место стоянки», «Телефон», «Пункт медицинской помощи». Обращаем  внимание детей на то, что знак «Пешеходный переход» есть предупреждающий и указательный, но их значение различно. Предупреждающий знак предназначен для водителей: «Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость, следите за дорогой», а указательный знак помогает пешеходам «Не переходите дорогу в неположенном месте, рядом пешеходный переход».

Старшие дошкольники получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, водителям, пассажирам, направлены на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны подчиняться этим правилам: ходить только по правой стороне, переходить дорогу там, где есть пешеходный переход, при переходе улицы при двустороннем движении сначала посмотреть налево, а дойдя до середины дороги направо, ожидать транспорт только на специальной остановке. Входить в автобус только с задней площадки. И только пассажирам с детьми и инвалидам разрешается входить в переднюю дверь, потому что водитель лучше видит их.

Педагогами проводятся сюжетно-ролевые и обучающие игры. Например, была организована такая игра на участке:  «Город, в котором мы живем, называется «Золотой ключик». Жители города спешили  на спортивную площадку, где проводятся  соревнования. Едут на автобусах, велосипедах, автомобилях, идут пешком. Все должны выполнять правила дорожного движения. Тот, кто не нарушит эти правила, получит билет на трибуну и сам сможет принять участие в соревнованиях» - говорит воспитатель. С помощью переносных дорожных знаков создавались различные ситуации. Действия детей контролируются педагогом. Дети хорошо знают правила поведения пешеходов, разбираются  в цветовых сигналах светофора.

Для закрепления знаний дошкольниками правил дорожного движения  проводятся викторины, в которых используются  логические задачи, например: «Петя и Коля бегут по тротуару, навстречу им бабушка с сумкой. Ребята не заметили бабушку, столкнулись с ней, она  выронила сумку. Петя с Колей подняли ее и отдали бабушке. Почему дети столкнулись с бабушкой? Что они сделали неправильно? Что правильно? Что должны были сделать еще?»

В подготовительной к школе группе проводится работа по закреплению приобретенных детьми навыков. Этому очень способствуют беседы, логические задачи, игры – упражнения. На  участке, оборудованном  специальными дорожками, дети имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с поставленными дорожными знаками.  В беседах имеет место - разъяснение детям, что они будущие школьники, поэтому им важно не только знать, но и соблюдать правила дорожного движения.  Ведь им придется  самостоятельно ходить по улицам города.

 После бесед проводится обучающая игра «Мы едем в школу». Дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Обучение правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе связываем с развитие речи. В течение года несколько раз планируем составление рассказов на тему: «Светофор», «Как ребенок  заблудился», «Алешина дорога в школу».

Следующий этап работы – интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. Интеллектуальные игры по формированию основ безопасного поведения на дорогах  используем в определенной последовательности:

  • настольно-печатные, словесные, дидактические игры на основе загадок
  • ребусы, кроссворды, головоломки (готовые, авторские)
  • решение проблемных ситуаций
  • творческие игры («На что похоже?», «Что это может быть?»)
  • небылицы, карты фантазии
  • графическое моделирование (сочинение собственных сказок)
  • создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей.

В своей работе мы используем  такие формы работы: консультации,  круглые столы, встречи с сотрудниками ГИБДД, лэпбуки. Вместе с родителями воспитанников изготавливаем ролевые атрибуты, макеты улиц. Наши воспитанники принимают активное участие в конкурсах, спортивных досугах и викторинах. Сохранение жизни и здоровья наших детей - единая цель каждого взрослого.

Коллектив нашей дошкольной образовательной организации находится в постоянном поиске методов и приемов формирования у воспитанников основ безопасного поведения на улицах города.  

Дошкольный возраст - важнейший период, формирования ребенка как  личности, в которой  закладывается прочная основа опыта жизнедеятельности здорового образа жизни. Дошкольники по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка.

Литература:

1. И.Ю.Бордачева наглядно-дидактическое пособие «Дорожные знаки» (для занятия с детьми 4-7 лет);

2.Т.Ф.Саулина Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения.

(для занятия с детьми 3-7 лет);

3.Ю.А.Старцева Школа дорожных наук (Дошкольникам о правилах дорожного движения);

4.Т.А.Уманская « Я иду по тротуару» (Веселые правила дорожного движения для детей);

5.Методическиое обеспечение дошкольного образования Самарской области (из опыта работы);

6.Справочнтк старшего воспитателя дошкольного учреждения (июнь 2011,2014г. № 6)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Безопасность детей - забота взрослых".

О безопасности детей на улицач города. Даётся несколько уроков для взрослых и детей, участвующих в дорожном движении....

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота взрослых»

Консультация для родителей«Безопасность детей - забота взрослых»Что нельзя ребенку приносить в детский сад....

Родительское собрание Тема: «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского           дорожно-транспортного травматизма, повышение кул...

"Безопасность детей - забота взрослых"

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками...

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация для родителей по безопасности дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых»

laquo;Безопасность детей – забота взрослых»      Каждый из нас мечтает вырастить своего ребёнка здоровым, крепким и защищенным. Наиболее опасным участком для жизн...


 

Комментарии

Кириллова Ирина Александровна

Интересная и познавательная статья! Очень понравилась!!