Легкий способ выучить стихотворение
статья

Аксенова Марина Михайловна

Легкий способ выучить стихотворение с ребенком

 

 Ни один праздник в ДОУ  не обходится без стихотворений. Родители, получая заветный листочек с текстом стиха, не всегда имеет время на то, чтобы помочь малышу запомнить слова. И тут на помощь приходит МНЕМОТЕХНИКА!

Мнемотехника — система различных приемов, делающих запоминание легким и интересным, и, вдобавок, увеличивает объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Одним из приемов мнемотехники является построение мнемотаблиц, где слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Секрет  мнемотаблиц в том, что при запоминании работают слуховое  и зрительное восприятие одновременно, то есть, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 

Чтобы быстро запомнить слово- его нужно визуализировать, чтобы запомнить фразу или стихотворение- нужно выстроить картинки, соответствующие совам стихотворения в ряд и зарисовать, и вуаля! Малыш уже легко декламирует стих с листа самостоятельно!

imageНачинается работа с простейших мнемоквадратов. Проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение (стикмен          ).

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

Наша  Таня

image

громко

 

 

image

плачет

 

imageimageimageimageimageimageimageimageimage

 

 

 

 

 

 

 

 И позже к мнемотаблицам:

 

 

Наша  Таня

image

громко

 

 

 
 image
 

 


плачет

 

    
  image
 image
 
 

imageimageimageimageimageimageimage

Уронила

image

 


imageв речку

 

 

 

мячик

 

 
 image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительно читаем стихотворение.

2. Сообщаем, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Задаем вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняем, какие слова непонятны ребенку, объясняем их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читаем отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

 

 

Примеры мнемотаблиц для заучивания стихотворений для дошкольников, выполненные дошкольниками с родителями: Описание: E:\IMG-20200410-WA0024.jpgОписание: E:\IMG-20200414-WA0002.jpg

 

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах детского сада и даже в школе они станут отличным подспорьем ребенку при изучении сложных стихотворений, если он научится самостоятельно составлять для себя мнемотаблицу.

С таким инструментом не страшен ни один стих!

 

 Аксенова Марина Михайловна

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

МБДОУ дс № 9 г. Бердск

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 9 «ТЕРЕМОК»

Легкий способ выучить стихотворение

Консультация для родителей № 3

Подготовила: Аксенова М.М. Учитель-логопед

Бердск, 2021

E:\IMG-20200414-WA0002.jpg


Легкий способ выучить стихотворение с ребенком

 Ни один праздник в ДОУ  не обходится без стихотворений. Родители, получая заветный листочек с текстом стиха, не всегда имеет время на то, чтобы помочь малышу запомнить слова. И тут на помощь приходит МНЕМОТЕХНИКА!

Мнемотехника — система различных приемов, делающих запоминание легким и интересным, и, вдобавок, увеличивает объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Одним из приемов мнемотехники является построение мнемотаблиц, где слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Секрет  мнемотаблиц в том, что при запоминании работают слуховое  и зрительное восприятие одновременно, то есть, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 

Чтобы быстро запомнить слово- его нужно визуализировать, чтобы запомнить фразу или стихотворение- нужно выстроить картинки, соответствующие совам стихотворения в ряд и зарисовать, и вуаля! Малыш уже легко декламирует стих с листа самостоятельно!

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение (стикмен          ).

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

Наша  Таня

громко

плачет

 И позже к мнемотаблицам:

Наша  Таня

громко

плачет

Уронила

в речку

мячик

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительно читаем стихотворение.

2. Сообщаем, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Задаем вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняем, какие слова непонятны ребенку, объясняем их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читаем отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Примеры мнемотаблиц для заучивания стихотворений для дошкольников, выполненные дошкольниками с родителями: E:\IMG-20200410-WA0024.jpgE:\IMG-20200414-WA0002.jpg

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах детского сада и даже в школе они станут отличным подспорьем ребенку при изучении сложных стихотворений, если он научится самостоятельно составлять для себя мнемотаблицу.

С таким инструментом не страшен ни один стих!

 Аксенова Марина Михайловна

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

МБДОУ дс № 9 г. Бердск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выучить стихотворение используя приемы мнемотехники

Рекомендации для родителей для заучивания стихотворений, используя приемы мнемотехники....

Как помочь ребёнку выучить стихотворение?

Приятно, когда ребенок с удовольствием учит и потом рассказывает стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно ребенок не соглашается на это "ни за что на с...

7 способов выучить с ребенком стихотворение

7 способов выучить с ребенком стихи...

Консультация для родителей "Как легко и быстро выучить стихотворение"

В консультации представлена техника для обучения детей дошкольного возраста запоминанию....

Как помочь ребенку быстро и легко выучить стихотворение?

Консультация предназначена для родителей.Она показывает приемы, которые помогут быстро и легко выучить с ребенком старшего дошкольного возраста стихотворение....

Консультация для родителей "Как можно легко выучить стихотворение по опорным картинкам?"

Чтобы облегчить ребенку  заучивание стихотворения, надо  предложить ему опорные картинки к выбранному стихотворению....