Консультация для родителей «Рисуем, развивая речь и мелкую моторику: креативно и не скучно»
консультация

Бровко Наталья Викторовна

Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx8.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Рисуем, развивая речь и мелкую моторику: креативно и не скучно»

В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Что может помочь в развитии речи ребенка, его коммуникативных способностей? Еще в 1928 году В. М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук, на развитие речи. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Исследование развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью.

Применение тренировки движений пальцев рук в повседневной жизни, способствует стимулированию речевого развития.

У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развиты пaмять, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. У дошкольника с низким уровнем развития мелкой моторики быстро утомляется, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Пропадает мотивация к получению знаний. Всё это может привести к отставанию в учёбе, к нежеланию посещать школу.

Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.

Пальчиковые игры и творческие задания помогут подрастающему поколению преодолеть языковые нарушения. Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.

Ребёнок в любом возрасте охотно вовлекается в предметно - познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.

Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит ему много радости. В рисовании он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы, включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя,  отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

1. Обогащается словарь.

2. Происходит становление речи как средства общения.

3. Совершенствуются все функции речи.

Обогащение словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Доступность использования нетрадиционных технологий рисования так же определяется возрастными особенностями детей. Начинать работу в этом направлении нужно с более доступных технологий постепенно усложняя их.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Также в процессе изображения значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов – зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техники (доступной ребенку, и пятно на листе превращается в розового слона, белого медведя, бабочку, осенний лес и т. д.) Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография») дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими речевые нарушения.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

• рисование пальчиками

• рисование ватными палочками

• тычок жесткой полусухой кистью

• рисование ладошками

• оттиск печатками

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• оттиск поролоном

• печать по трафарету

• свеча и акварель

• набрызг

• тычкование

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

• кляксография с трубочкой

• кляксография обычная

• рисование зубочисткой

• монотипия-рисование нитками

Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?»

Предлагаю вам рекомендацию по теме «Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?». Данная информация  будет полезна  для родителей детей дошкольного возраста, также предлагаются игр...

РИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ: КРЕАТИВНО И НЕ СКУЧНО

Всем известно и уже доказано о влиянии нетрадиционных техник рисования на развитие творческих спосбностей детей. Представляю Вашему вниманию статью о том, как креативный досуг может помочь детям с про...

Консультация для родителей на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальца...

Консультация для родителей «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»

Консультация для родителей«Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»...

Консультация для родителей на тему: «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать»

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Специалисты в области детской психологии, логоп...

Консультация для родителей на тему: «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать?»

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Специалисты в области детской психологии, л...