Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"
консультация

Кузнецова Зоя Викторовна

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_did_igr.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: Воспитатель Кузнецова З. В.

МБДОУ ЦРР «Детский сад №239»

Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

- с игрушками и предметами

- настольно – печатные

- словесные

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:

- дидактическую задачу

- содержание

- правила

- игровые действия

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны – это может быть ознакомление с окружающим миром, развитие речи, закрепление элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.)

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немало важную роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях : катать разнообразные шары, собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию и т. д. Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому дидактическая игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщающие понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда и т. д.)

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей : умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательные воздействия на детей дошкольного возраста нужно постепенно, терпеливо формировать.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Я работаю с детьми раннего возраста и хочу вам представить некоторые дидактические игры, которые я использую в работе с детьми.

Физическое развитие :

«Попади в воротца»; «Дружные пары»«Птички на ветке»; «Ходим-бегаем»;  «Кот и мыши»; «Воробушки и автомобиль»«Через ручеек».

Сенсорное развитие :

«Варежки»«Разноцветные бусы»«Разноцветные шары»;  «Подбери по цвету»«Радуга»; «Угостим медведя ягодой»; «Поставь букет в вазу».

Речевое развитие:

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»«Мыши»; «Кто в домике живет?»; «Гуси - гуси»«Так бывает или нет»«Каравай»«Зайка»; «Какое время года»«Узнай по описанию»«А что потом»«Когда это бывает?»«Подбери слово»; «Эхо»; «Паровозик»; «Скажи, что ты слышишь»«Будь внимательным»; «Любимые сказки»«Короткие истории».

Ребенок и окружающий мир:

«Путаница»«Найди пару»«Лото»«Найди предметы»«Не ошибись!»;  «Парные картинки»;  «Кто что делает»; «Охотник и пастух»«Что лишнее?»;  «Из чего сделано?»«Найди такую же»«Узнай, что изменилось»; «Кто быстрее соберет?»; «Кто, где работает?»«Кто, где живет?»; «Чей домик»; «Чей малыш»«Во саду ли в огороде»; «Мир растений».

Формирование элементарных математических представлений:

«Предмет и форма»;  «Разложи по форме»;  «Найди такую же, но другого цвета»;  «Найди лишнюю фигуру»; «Назови что спрятано»; «Домино фигур»«Цвета».

Конструирование:

«Придумай и построй»; «Выбери фигуры»;  «Подбери детали»; «Найди детали»«Домик для кошки»;  «У куклы новоселье»; «Ворота для машины».

Нравственно – трудовое воспитание :

«Угадайте, что я делаю?»; «Что сначала, что потом?»;  «Назови профессию»; «Кому без них не обойтись?» 

Художественно – эстетическое воспитание :

«Узнай и дорисуй»«Веселые игрушки»«Веселые петрушки»; «Выложи орнамент»«Что бывает красного цвета»; «Собери по цвету»; «Клубочки»; «Собери цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста....